Гетерофония
ГЕТЕРОФОНИЯ (от гетеро... и греческого φων? - звук, голос), древнейший музыкальный склад, промежуточный между монодийным (смотри Монодия) и полифоническим. В гетерофонии голоса функционально не различаются, одновременно звучат варианты одной мелодии; созвучия образуются большей частью как результат коллективной импровизации; в голосоведении преобладает прямое и параллельное движение с перекрещиваниями голосов, обычно в узком диапазоне, в пении слоги текста произносятся синхронно. Чаще всего гетерофония встречается в виде эпизодических отклонений от унисона; иногда изложение неодноголосно от начала до конца и очертания мелодии угадываются в совокупности линий. Сохраняется поныне в архаических слоях музыкального фольклора некоторых европейских народов, а также в традиционной музыке Востока. К гетерофонии относятся начальные формы европейской профессиональной полифонии (органум, гимель). Общие с гетерофонией черты ощутимы в русской подголосочной полифонии (смотри Подголосок); последней, в отличие от гетерофонии, свойственны неодинаковые функции голосов, их полифоническая развитость, выработанность высотно-гармонических отношений. К гетерофонии иногда причисляют ранние формы многоголосия в русской церковной музыке (строчное пение), а также некоторые фактурные явления в музыке конца 19-20 века (многоголосные пласты, движущиеся подобно мелодии, в сочинениях Н. А. Римского-Корсакова, К. Дебюсси, И.Ф. Стравинского).
Литературу смотри при статье Склад музыкальный.
В. П. Фраёнов.