Гейдельбергский романтизм

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ РОМАНТИЗМ, движение в немецкой литературе 1800-20-х годов. Центром Гейдельбергского романтизма стал в 1805-08 Гейдельбергский университет, основателями и лидерами - К. Брентано и Л. фон Арним, печатным органом - «Газета для отшельников» («Zeitung für Einsiedler», 1807). С 1809 года кружок гейдельбергских романтиков (в который входили также Й. фон Эйхендорф, братья Я. и В. Гримм, Й. Гёррес) переместился в Берлинский университет, где просуществовал до конца 1810-х годов. Гейдельбергский романтизм - второй (после йенского романтизма) этап развития романтизма в Германии. Выражая обострившееся самосознание немецкого народа в эпоху освободительных войн, Гейдельбергский романтизм обратился к древнегерманской мифологии, немецким фольклорным традициям. В отличие от йенского романтизма с его космополитической установкой и концепцией безграничных индивидуальных возможностей художника-творца, гейдельбергские романтики тяготели к национальным патриархальным устоям, а подлинным носителем творческого начала объявляли народ. Пантеистической вселенской гармонии йенцев Гейдельбергский романтизм противопоставил религиозный (католический) мистицизм. Интерес к народной немецкой песне способствовал обновлению поэтического языка, обогащению всего ритмико-синтаксического строя лирики (поэзия Брентано, Эйхендорфа). Деятельность представителей Гейдельбергского романтизма по изучению и изданию фольклора позволила раскрыть богатство немецкой народной культуры: сборники старинных песен «Волшебный рог мальчика» Л. фон Арнима и К. Брентано (1806-08), «Немецкие народные книги» Й. Гёрреса (1807), «Детские и семейные сказки» (1812), «Германские героические сказания» (1829) братьев Гримм - основателей мифологической школы в литературоведении.

Лит.: Жирмунский В. Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1919; Meixner Н. Romantischer Figuralismus. Fr./М., 1971.

А. А. Стрельникова.