Гейлинкс Арнольд

ГЕЙЛИНКС (Geulincx) Арнольд (31.1.1624, Антверпен - ноябрь 1669, Лейден), голландский философ, один из главных представителей окказионализма. Учился в Лувенском университете, где был профессором (1646-58). С 1658 годав Нидерландах, с 1665 - профессор Лейденского университета.

В труде «Логика, восстановленная в своих основаниях, с которых она поныне была свергнута» («Logica fundamentis suis, а quibus hactenus collapsa fuerat, restituta», 1662) и в лекциях «Истинная метафизика» («Metaphysica vera», 1691) Гейлинкс вывел из картезианского требования ясности и отчётливости идей исходную максиму окказионализма: «Если ты не знаешь (ясно и отчётливо), как нечто делается, то ты не причина (этого действия)» («Quod nescis quomodo fiat, id non facis»). Так как человек не представляет себе в полной мере, как осуществляются движения его тела и как они связываются с психическим состоянием, он не глубинная их причина, но только повод (случайная причина, causa occasionalis) для проявления подлинной причины, каковой всегда является Бог. Кажущееся взаимодействие тела и души Гейлинкс уподобил движениям стрелок двух часов, показывающих одно и то же время не потому, что они влияют друг на друга, а из-за того, что их одинаково поставил часовщик (позднее Г. В. Лейбниц использовал этот пример без ссылки на Гейлинкса для иллюстрации предустановленной гармонии).

Реклама

Этика Гейлинкса («Этика, или Познай самого себя» - «Gnothi se auton, sive Ethica», 1675) исходит из декартовского принципа cogito, ergo sum (мыслю, следовательно, существую), который был развит Гейлинксом в особую дисциплину - самонаблюдение, «автологию», включённую наряду с «соматологией» (наукой о протяжённости, в том числе о пространстве и времени) и теологией в состав метафизики. Мораль Гейлинкса включает также элементы стоицизма и призыв к самоограничению в соответствии с реальными возможностями [принцип ubi nihil vales, ibi nihil veils («где ты не в силах что-либо сделать, там ничего и не желай»)]. В работе «Истинная физика» («Physica vera», 1688) Гейлинкс попытался подытожить накопленные к середине 17 века данные по философским основаниям физики. В ряде отношений Гейлинкс явился предшественником Б. Спинозы (учение о модусах и атрибутах, об «интеллектуальной любви», монизм).

Соч.: Opera philosophica. [Hagae], 1891-1893. Vol. 1-3.

Лит.: Hausmann Р. Das Freiheitsproblem in der Metaphysik und Ethik bei А. Geulincx. Bonn, 1931; Lattre А. de. L’occasionalisme d’ А. Geulincx. Р., 1967; Rousset В. Geulincx entre Descartes et Spinoza. Р., 1999; Vleeschauwer Н. G. Three centuries of Geulincx research. А bibliographical survey. Pretoria, 1957.

Б. А. Старостин.