Гейне Генрих

Г. Гейне. Литография Ю. Гире. 1838.ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (до 1825 Гарри) (13.12.1797, Дюссельдорф - 17.2.1856, Париж), немецкий поэт, прозаик, критик, публицист. Родился в обеспеченной еврейской семье. Окончив лицей в Дюссельдорфе, с 1816 года служил в Гамбурге у дяди-банкира. В 1819-23 учился в университетах Бонна, Гёттингена, Берлина, где встречался с А. В. Шлегелем, Г. В. Ф. Гегелем, Б. фон Арним, А. Шамиссо и др.; в 1825 году стал доктором права, принял протестантизм. Писал стихи с 1816 года, печатался с 1817-го. Известность принесла «Книга песен» («Buch der Lieder», 1827), куда вошли ранние, проникнутые свободолюбием, книги стихов и циклы.

Борясь с романтичными штампами, Гейне в то же время придал немецкой романтичной поэзии новое звучание: обращаясь к различным жанрам (сонеты, любовные песни, романсы, «сны», баллады), используя, вслед за представителями гейдельбергского романтизма, ритмику народных песен, а также интонации разговорной речи, он передал сложный внутренний мир своего современника. Книга «Путевые картины» («Reisebilder», Bd 1-4, 1826-31), включающая стихи, автобиографические заметки, антиклерикальную сатиру, построена на контрасте всего «банального» в немецкой жизни и поэтического идеала, связанного с образами природы. Не получив места профессора в Мюнхене, Гейне в 1831 году уехал в Париж, стал политическим эмигрантом. С 1835 года сочинения Гейне запрещены в Германии; с 1836 он получал денежное пособие от французского правительства. Во Франции печатался на немецком и французском языках, пропагандировал французскую и немецкую культуру (статьи и очерки, вошедшие в книгу «Салон» - «Der Salon», Bd 1-4, 1833-40), встречался с В. Гюго, А. Дюма, П. Ж. Беранже, Ж. Санд, О. де Бальзаком, Ф. Шопеном, Г. Берлиозом, а также с К. Марксом (с 1843). В сочинении «Романтическая школа» («Die Romantische Schule», 1836) Гейне выступил с программой новой литературы, непосредственно включённой в общественно-политическую жизнь. Под влиянием К. Сен-Симона, Ш. Фурье Гейне выступал за материальное воплощение счастья, «эмансипацию плоти». В памфлете «Людвиг Бёрне» («Ludwig Вörne», 1840) развивал универсально-историческую антитезу «эллинов» и «назареян» (идеалистов). Своё эллинство (апология свободы, чувственности, гражданской активности) поэт, страдая от разлуки с родиной, реализовал в книге «Современные стихотворения» («Neue Gedichte», 1844), где призывал к всемирной революции, а также в сатирических поэмах: «Атта Тролль. Сон в летнюю ночь» («Atta Troll. Ein Sommernachtstraum», 1843, 1847), в форме животного эпоса представляющей «медвежий» лик немецкого филистерства; «Германия. Зимняя сказка» («Deutschland. Ein Wintermärchen», 1844), критикующей пруссачество, религиозную мораль, перерастание идеи национального единства в национализм. Из-за прогрессивного паралича с 1848 года был прикован к постели. Его поздняя, отмеченная самоиронией лирика, с темами разочарования в любви, потрясения трагической неудачей Французской революции 1848, а также поиском религиозного утешения (образ Лазаря), собрана в книгах «Романсеро» («Romanzero», 1851), «Стихотворения 1853 и 1854 годов» («Gedichte 1853 und 1854», 1854). Гейне - автор трагедий «Альманзор» («Almansor», 1823), «Вильям Ратклиф» («William Ratcliff», 1823), балетного либретто «Доктор Фауст» («Der Doktor Faustus. Ein Tanzpoem», 1851), книги политической публицистики «Лютеция» («Lutezia», 1854), автобиографической [«Признания» («Geständnifle», 1854)] и художественной [«Флорентийские ночи» («Florentinische Nächte», 1837) и др.] прозы; перевёл на немецкий язык роман «Дон Кихот» М. де Сервантеса (1837-38).

Реклама

Поэзия Гейне, сочетающая политические мотивы с виртуозностью формы, песенностью, получила известность в Англии, США, России и других странах. Среди русских переводчиков Гейне - М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев (лично знакомый с Гейне), А. А. Фет, М. Л. Михайлов, А. А. Блок, Ю. Н. Тынянов и др.; его творчеством живо интересовались русские критики-демократы, в том числе Д. И. Писарев (противопоставивший Гейне А. С. Пушкину). Многие стихи Гейне положены на музыку Ф. Шубертом, Р. Шуманом, Ф. Мендельсоном, Ф. Листом, П. И. Чайковским и другими композиторами.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 12 т. М.; Л., 1935-1949; Собр. соч.: В 10 т. М., 1956; Sämtliche Werke. Hamb., 1975-1997. Bd 1-16.

Лит.: Тынянов Ю. Н. Тютчев и Гейне // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977; Стадников Г. В. Г. Гейне. М., 1984; Hauschild J.-Ch., Werner М. «Der Zweck des Lebens ist das Leben selbst». Н. Heine. Eine Biographie. Кöln, 1997; Н. Heine. Neue Wege der Forschung. Darmstadt, 2000; Liedtke Ch. Н. Heine. 4. Aufl. Reinbek, 2001; Hohn G. Heine-Handbuch. Zeit, Person, Werk. 3.Aufl. Stuttg.; Weimar, 2004.

В. М. Толмачёв.