Гидросамолёт

ГИДРОСАМОЛЁТ (от гидро... и самолёт), самолёт, способный взлетать с водной поверхности, садиться на неё, а также маневрировать на воде; базируется на гидроаэродроме. Гидросамолет должен обладать плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, устойчивостью движения по воде и другими мореходными качествами, определяющими возможность его эксплуатации в акваториях при различных гидрометеорологических условиях. При нахождении на плаву вес гидросамолета полностью компенсируется гидростатической подъёмной силой. В процессе разбега гидродинамическая подъёмная сила глиссирующей поверхности днища корпуса и аэродинамическая подъёмная сила крыла при достижении взлётной скорости обеспечивают отрыв гидросамолета от водной поверхности. Профилированные обводы днища корпуса гидросамолета повышают устойчивость хода, обусловливают достижение минимальной перегрузки и брызгообразования (при разбеге и пробеге гидросамолета). Наличие на днище корпуса гидросамолета поперечного уступа - редана способствует отрыву гидросамолета от водной поверхности на предвзлётных скоростях.

Реклама

Гидросамолёт Гидросамолеты  обычно строятся по схеме моноплана с высокорасположенными двигателями во избежание их заливания и забрызгивания. В зависимости от конструкции различают гидросамолеты лодочные, поплавковые, амфибии и гидросамолеты на подводных крыльях или гидролыжах. Из гидросамолетов всех типов оптимальным сочетанием гидро- и аэродинамических качеств обладает летающая лодка. Распространены также поплавковые гидросамолеты (преимущественно с двумя поплавками, рисунок 1), имеющие по сравнению с летающей лодкой повышенную массу конструкции и более высокое аэродинамическое сопротивление. Поплавковые схемы нередко применяют при переделке лёгких сухопутных самолётов в гидросамолет. Амфибии с взлётно-посадочным устройством в виде сочетания колёсного шасси и лодки или поплавков (рис. 2) могут базироваться также на сухопутных аэродромах. Особую разновидность гидросамолета представляют самолёты лодочного типа, снабжённые дополнительными устройствами для взлёта и посадки в виде гидролыж и подводных крыльев, убирающихся в полёте.

Гидросамолёт Впервые успешный полёт на гидросамолете собственной конструкции совершён французским инженером А. Фабром в 1910 году. Развитие гидроавиации началось с постановки сухопутного самолёта на поплавки. В России первый гидросамолет поплавкового типа был создан в 1911 году Я. М. Гаккелем; отмечен на Международной авиационной выставке в 1911 большой серебряной медалью. Первые летающие лодки в России (М-1, М-4, М-9) построены в 1913-15 годах под руководством Д. П. Григоровича. В советский период над созданием гидросамолета для авиации ВМФ и гражданской авиации работали Григорович, А. Н. Туполев, Г. М. Бериев, В. Б. Шавров, И. В. Четвериков, Р. Л. Бартини, А. К. Константинов и другие авиаконструкторы. С 1990-х годов эти традиции продолжает коллектив конструкторов Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева (самолёты Бе-200, Бе-103 и др.).

Лит.: Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. 5-е изд. М., 2002.

М. Ю. Куприков.