Гидждувани

ГИДЖДУВАНИ, Абд аль-Халик аль-Гидждувани (год рождения неизвестен, село Гидждуван, близ Бухары - 1180 или 1220, там же), основатель среднеазиатской школы суфизма, известной как хваджаган, учение которой впоследствии было развито в братстве Накшбандия. Сведения о жизни Гидждувани отрывочны. Он родился в семье правоведа Абд аль-Джалила, в 22 года приехал в Бухару, где стал учеником, позднее преемником шейха Юсуфа аль-Хамадани (1048-1140).

Учение Гидждувани испытало влияние идей бродячих дервишей. Он требовал от последователей строго исполнять шариат, отказаться от богатства и наслаждений. Для них Гидждувани разработал строгий кодекс поведения, требовавший пребывать в духовном уединении, мало говорить, спать и есть, не спорить, не вести дел, не служить никому, кроме наставников братства. Он не одобрял проживания суфиев в обителях (ханаках) и их увлечения коллективными радениями с музыкой (сама). Гидждувани ввёл в братстве тихое (мысленное) богопоминание (зикр-и хафи) с задержкой дыхания (хабс-и диль), ставшее впоследствии отличительной чертой накшбандийского зикра.

Суть учения Гидждувани изложил в восьми принципах, к которым Баха ад-Дин Накшбанд добавил в 14 веке ещё три, основав братство Накшбандия, или Накшбандия-Хваджаган. Из сочинений Гидждувани дошли написанные на персидском языке «Рисала-и тарикат», «Рисала-и сахабия», «Васиятнаме» и «Зикр-и Абд аль-Халик Гидждувани».

Лит.: Кашифи Ва’из, Фахр ад-дин ‘Али. Рашахат ‘айн ал-хайат. Лакхнау, 1897; Мухаммедходжаев А. Идеология накшбандизма. Душ., 1991; Хисматуллин А. А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства Накшбандийа). СПб., 1996.

М. Ю. Рощин.