Гилозоизм

ГИЛОЗОИЗМ (от греческого ?λη - лес, материя и ζω? - жизнь), термин, введённый Р. Кедвортом в 1678 году для обозначения натурфилософских концепций (преимущественно ранних греческих философов), отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматерии. Как учение о всеобщей одушевлённости универсума гилозоизм - синоним панпсихизма, однако его не следует отождествлять с витализмом, отделяющим «жизненную силу» от физико-химической материи. Гилозоизм - противоположность механицизма с его представлением о косной, «мёртвой» материи, с одной стороны, и внешней «силе» как источнике её движения - с другой.

Гилозоизм ранней научно-философской традиции уходит своими корнями в древнейшие анимистические представления (смотри Анимизм). Гилозоизм отождествляет «живое» и «сущее», понимает бытие как «жизнь», а небытие - как «смерть». Характерно, что простейшие онтологические сущности (элементы) назывались «корнями» (Эмпедокл) или «семенами» (Анаксагор). В более или менее чистом виде гилозоизм засвидетельствован для Фалеса («всё полно богов» со ссылкой на одушевлённость магнита и янтаря), Анаксимена (В 2), Гераклита (В 30) и Диогена Аполлонийского. Откровенному гилозоизму платоновского «Тимея» (космос как живой организм) противостоят весьма умеренные гилозоистические рудименты у Аристотеля (особенно в теории надлунного мира). Чистый гилозоизм, как правило, требует последовательного монизма и исключает необходимость демиурга, отсюда - частая близость гилозоизма к пантеизму. Продумывание гилозоистических предпосылок до конца приводит к построению последовательного параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса (Анаксимен, Гераклит, платоновский «Тимей», стоицизм); целесообразность космического организма оказывается естественным мостом к телеологическому объяснению природы (начиная с Диогена Аполлонийского).

Реклама

Предельным случаем гилозоизма можно считать гилоноизм (греческий νο?ς, ν?ος - «сознание, дух, разум»; термин предложен голландским учёным В. Вердениусом в 1977) - учение о наделённости праматерии сознанием или о панестезии («всечувствительности») бога-универсума, засвидетельствованное, например, для Ксенофана (В 24), Гераклита (В 64), Диогена Аполлонийского (В 4) и Эмпедокла (В 110, 10), и особенно близкое к новоевропейскому панпсихизму (Г. Фехнер и др.).

Лит.: Spitzer Н. Über Ursprung und Bedeutung des Hylozoismus. Graz, 1881; Guthrie W. К. С. In the beginning: some Greek views on the origins of life and the early state of man. Westport, 1986.

А. В. Лебедев.