Гимн

ГИМН (греческий ?μνος, латинский hymnus),

1) хвалебная песнь, обращённая чаще всего к божеству, а также к царю, герою и тому подобное. Древнейшие гимны - шумеро-аккадские (3-е тысячелетие до нашей эры), древнеегипетские («Гимн Атону», приписываемый Эхнатону, 14 век до нашей эры), древнеиндийские (Ригведа, 10 век до нашей эры) и древнееврейские (гимнический характер имеют хвалебные псалмы Ветхого Завета). В Древней Греции различались гимны: посвящённые Аполлону - пеаны; посвящённые Дионису – дифирамбы; исполнявшиеся во время шествий - просодии; для девичьих хоров - парфении; сопровождавшиеся пляской - гипорхемы. Музыкально-поэтическая форма античного гимна не регламентирована. Ритуальные гимны не сохранились, гипотетически реконструируется их трёхчастное строение (по образцу молитв в «Илиаде» Гомера): призывание божества и/или обращение к нему; прославление величия божества и изложение мифа о нём; просьба-моление о помощи. Так называемые Гомеровы гимны (приписывавшиеся в древности Гомеру гексаметрические стихи), гимническая поэзия Стесихора, Пиндара, Каллимаха, Горация, орфические гимны создавались без расчёта на ритуальное пение, хотя могли быть использованы и в ритуале. Несомненно, все гимны распевались, однако сохранившиеся цельные образцы нотированных гимнов единичны (2 дельфийских гимна 2 века до нашей эры, гимны Музе, Гелиосу и Немесиде критянина Месомеда, начало 2 века нашей эры). Первую попытку классификации гимнов предпринял ритор Менандр (3-4 век нашей эры), отнеся жанр к торжественному красноречию и определив его как частный случай похвальных речей.

Реклама

2) Песнопение на небиблейский текст в христианском богослужении. Нередко гимн содержит парафразу библейского текста. Один из первых сохранившихся нотированных христианских гимнов - на папирусе из Оксиринха (3 век нашей эры). О гимне в православной церкви смотри в статье Гимнография.

В практике католического богослужения (латинского обряда; смотри Григорианский хорал) поэтические строфы гимна распеваются на одну и ту же мелодию (обычно небольшой протяжённости и с ограниченным количеством распева - без юбиляций, 1-2 тона на слог текста), строки поются поочерёдно двумя полухориями (смотри Антифонное пение). Тексты и напевы содержатся в обиходных книгах (антифонариях) в общем ряду песнопений оффиция, а также отдельно - в гимнариях (нотированные гимнарии известны с 10 века). Современный «солемский» гимнарий (Liber hymnarius. Solesmes, 1983) включает 418 гимнов. Среди самых популярных католических гимнов: Те Deum (традиция приписывает его авторство Амвросию Медиоланскому), «Veni Creator Spiritus» («Прииди, Дух животворящий»; авторство текста приписывают Храбану Мавру), «Pange lingua» («Хвали, язык»; 2 варианта - на тексты Венанция Фортуната и Фомы Аквинского). В средние века латинские гимны (с 9 века почти исключительно рифмованные) составляют обширную область религиозный лирики. Гимны  писали Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Павел Диакон, Алкуин, Валафрид Страбон, Герман из Райхенау и др. Авторы многих гимнов [в том числе знаменитого «Ave maris Stella» («Радуйся, Звезда морская»)] неизвестны. Близки гимну (и хвалебным псалмам) некоторые песни библейские, например магнификат. Тенденция к созданию гимнов на национальных языках (гимн святого Франциска Ассизского на итальянском языке - «Песнь о солнце», парафраза Пс. 148), окрепшая в период Реформации (смотри Гуситские песни, Протестантский хорал), приводит к широкому распространению с 16 века поэтических переложений псалмов.

3) Стихотворение светской тематики, представляющее собой восхваление кого-либо или чего-либо, серьёзное или шутливое (таковы, например, гимн вагантов вину и Бахусу). К жанру гимна обращались во Франции поэты «Плеяды», Ф. Малерб; в Германии - Ф. Г. Клопшток, Ф. Гёльдерлин, И. В. Гёте, Новалис, А.фон Платен, Ф. Ницше, И. Р. Бехер; в Австрии - Р. М. Рильке; в Англии - Э. Спенсер, Дж. Донн, Дж. Мильтон, Дж. Томсон, Дж. Ките, А. Ч. Суинберн; в Италии - А. Мандзони, Дж. Кардуччи и др. Примеры светских гимнов в русской поэзии - пародийный «Гимн бороде» М. В. Ломоносова (1756-57), «Гимн в честь чумы» из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина (1830), «Гимн огню» (1900) и «Гимн солнцу» (1903) К. Д. Бальмонта, гимн судье, обеду, учёному, критику В. В. Маяковского.

4) Песня торжественного характера, служащая музыкальным  символом государства (например, Государственный гимн Российской Федерации), социальной группы («Гаудеамус» - студенческий гимн), повстанческого движения, политической партии.

Изд. текстов: Analecta hymnica medii aevi / Hrsg. von С. Blume, G. М. Dreves. Lpz., 1886-1922.Bd 1-55.

Нотные изд.: Monumenta monodica medii aevi / Hrsg. von В. Stäblein. Kassel, 1956-. Bd 1-.

Лит.: Gerber R. Zur Geschichte des mehrstimmigen Hymnus. Kassel, 1965; Danielewicz J. Morfologia hymnu antycznego. Poznan, 1976; Рубцова Н. А. Форма обращения как конструирующий принцип гимнического жанра // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981; Гаспаров М. Л. Древнегреческая хоровая лирика; Топика и композиция гимнов Горация // Гаспаров М. Л. Об античной поэзии. М., 2000; Сергеева О. А. «Свете Тихий». Церковный гимн в русской поэзии: История. Богословие. Метафизика. Лингвистика. Поэтика. Великий Новгород, 2002.

С. Н. Лебедев, Т. Г. Юрченко.