Гиперактивность
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ детская, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью, проявляется несвойственными нормальному ребёнку невнимательностью, отвлекаемостью, подвижностью, повышенной активностью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности. Вследствие этого у гиперактивного ребёнка возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения и тому подобное. При этом уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в дошкольном возрасте, общая распространённость её среди школьников составляет 3-5%, среди мальчиков гиперактивность встречается в 4-9 раз чаще, чем среди девочек.
Как было показано в работах канадской исследовательницы В. Дуглас, основной дефект при гиперактивности связан с недостаточностью механизмов регуляции произвольного внимания и контроля. Причины гиперактивности не вполне выяснены, наиболее вероятна многофакторная этиология (взаимодействие генетических, органических, психологических причин). Гиперактивность необходимо разграничивать с нормальной повышенной двигательной активностью, с особенностями темперамента ребёнка и с рядом патологических состояний, имеющих внешнее сходство с гиперактивностью. В лечении гиперактивности сочетаются лекарственная терапия, психологическая и педагогическая работа.
Лит.: Wender Р. Н. ADHD: Attention-deficit hyperactivity disorder in children and adults. Oxf., 2000; Barkley R.А. Taking charge of ADHD. 2nd ed. N. Y., 2000; Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М., 2004; Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М., 2005; Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. СПб.,2005.
Н. Н. Заваденко.