Гипонимия

ГИПОНИМИЯ (от гипо... и греческого ?νομα - имя), родовидовые отношения лексических единиц. Базируется на субординации и несовместимости и представляет собой одно из базовых парадигматических отношений (смотри Парадигматика) в лексике.

Слова, обозначающие видовые понятия (например, «пальто», «платье», «пиджак»), выступают как гипонимы к слову, обозначающему родовое понятие - к гиперониму («одежда»), и как когипонимы (согипонимы) по отношению друг к другу. Когипонимы находятся в отношениях семантичной несовместимости друг с другом, что проявляется в невозможности отнесения их к одному и тому же объекту (например, к одному и тому же цветку не могут быть отнесены названия «астра» и «роза»). Гипероним и подчинённые ему гипонимы образуют гиперо-гипонимические группы, самой простой из которых является Двухступенчатая группа с тремя членами, например, «родитель» - «отец», «мать». В тексте возможна односторонняя замена гипонима на гипероним как подведение вида под род (например, «На столе лежали яблоки» → «На столе лежали фрукты»). Двусторонняя замена, как при синонимии, чаще всего невозможна. Последовательность «гипероним - гипоним» в тексте (например, «Цветы были хороши. Таких роз он никогда не видел») связана с получением дополнительной информации и с конкретизацией объекта, поскольку гипоним обладает семантичными признаками гиперонима и ещё собственным дифференциальным признаком (признаками). В различных языках отношения гипонимии проявляются по-разному: например, в русском языке нет гиперонима для слов «квадратный», «круглый», «прямоугольный»; в китайском языке для выражения гиперонимического понятия используется комбинация корней, означающих ‘отец’ и ‘мать’: фу4му3 (сравни фу4цинь ‘отец’ - му3цинь ‘мать’).

Реклама

На основе гипонимии лексической единицы последовательно объединяются в тематические и лексико-семантичные группы, подклассы и классы семантичного поля (смотри Семантика), что находит отражение в идеографических словарях.

Н. В. Васильева.