Гирландайо Доменико

ГИРЛАНДАЙО (Ghirlandaio) Доменико (настоящая имя и фамилия Доменико ди Томмазо ди Куррадо ди Доффо Бигорди, Bigordi) (1449, Флоренция - 11.1.1494, там же), итальянский живописец Раннего Возрождения. Работал в техниках мозаики, интарсии, создавал книжные миниатюры, ювелирные произведения, но основными видами его деятельности были фреска и алтарная живопись. Учился, вероятно, в ювелирной мастерской, в конце 1460-70-х годов был связан с мастерской А. дель Верроккьо. Испытал также влияние А. дель Поллайоло и А. Бальдовинетти. Первая документированная работа Гирландайо - фреска с изображением отцов Церкви и античных философов в Латинской библиотеке Ватиканского дворца в Риме (1475-76). По возвращении из Рима Гирландайо исполнил фрески «Тайная вечеря» в рефектории Бадии в Пассиньяно (1476), в монастырской церкви Оньисанти во Флоренции (1480; также образ святого Иеронима), капеллы Санта-Фина в соборе Колледжата в Сан-Джиминьяно (около 1475). Около 1480 года создал фрески для надгробия Франчески Торнабуони в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме.

Гирландайо (Ghirlandaio) ДоменикоЦентральными в творчестве Гирландайо являются фресковые циклы 1480-90-х годов, ставшие ключевыми для флорентийской школы живописи конца кватроченто. В 1481-82 годах вместе с П. Перуджино, К. Росселли и С. Боттичелли участвовал в росписях Сикстинской капеллы в Ватикане, написав сцены «Призвание святых апостолов Петра и Андрея», «Воскресение», изображения 12 пап в полный рост. По возвращении во Флоренцию создал росписи Сала-дель-Оролоджо (Сала-деи-Джильи) в Палаццо Веккьо (1482-84), в капелле Сассетти в церкви Санта-Тринита (1478-85; посвящены житию святого Франциска), капеллы Торнабуони в церкви Санта-Мария-Новелла (1486-1490; также рисунки для алтарного образа и витражей). В двух последних циклах имеются развёрнутые сцены с портретными изображениями заказчиков, которые соприсутствуют священным событиям.

Реклама

Гирландайо (Ghirlandaio) ДоменикоМногочисленные алтарные образы Гирландайо («Мадонна с Младенцем и святыми», около 1483, галерея Уффици, Флоренция; «Поклонение волхвов», 1487, там же) стилистически близки его монументальным работам; в них в большей мере сказалось влияние современной Гирландайо нидерландской живописи (в частности, алтаря Портинари Х. ван дер Гуса). В поздних работах заметно знакомство с приёмами живописи Леонардо да Винчи. Гирландайо принадлежит ряд станковых портретов: Лукреции Торнабуони (1488, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), «Старик с внуком» (около 1490, Лувр, Париж). Для живописи Гирландайо характерны обстоятельная повествовательность, объединение традиционных иконографии с современными деталями и цитатами из античных памятников; его стиль отличают геометрически ясные композиционные построения, скульптурная пластичность объёмов, оперирование большими массами цвета. Гирландайо - один из первых ренессансных мастеров, постоянно использовавший подготовительный рисунок в своём живописном творчестве: у него можно проследить систему подготовительной графической работы от первоначальных композиционных набросков, штудий отдельных фигур и групп до завершающего рисунка, в котором отдельные элементы объединяются в рамках архитектурно-перспективных построений. Гирландайо возглавлял большую мастерскую, в состав которой в разное время входили, в частности, его братья Давиде Гирландайо (1452-1525) и Бенедетто Гирландайо (1458-97 или 1459-99), Б. Майнарди, Ф. Граначчи. В 1488 году в мастерской Гирландайо работал Микеланджело.

Лит.: Kecks R. G. Ghirlandaio: catalogo complet». Firenze, 1995; Микелетти Э. Д. Гирландайо. М., 1996; Cadogan J. К. D. Ghirlandaio: artist and artisan. New Haven; L., 2000.

О. А. Назарова.