Глакмен Макс

ГЛАКМЕН, Глакман, Глюкман (Gluckman) Макс (26.1.1911, Йоханнесбург - 13.4.1975, Иерусалим), британский антрополог-африканист, глава так называемой манчестерской школы. Член Британской академии (1968). Из семьи евреев - эмигрантов из России. В 1928-34 годах изучал социальную антропологию в Витватерсрандском университете (ЮАР), в 1934-36 - на кафедре социальной антропологии Эксетерского колледжа в Оксфорде у Э. Э. Эванса Причарда, М. Фортеса и А. Р. РэдклиффаБрауна. В 1936-47 годах проводил полевые исследования среди народов Южной Африки. С 1939 года работал в Институте имени Родса и Ливингстона (директор в 1941-47), преподавал социальную антропологию в Оксфордском университете (1947-49), возглавлял кафедру социальной антропологии Манчестерского университета (1949-71).

В ранних работах Глакмен придерживался «парадигмы линиджа» Эванса-Причарда и Фортеса: все общественные явления интерпретировались в контексте генеалогических связей, определяющих основные группировки африканцев. Продолжая идеи Эванса-Причарда, Глакмен считал ритуал ключевым фактором в процессе поддержания равновесия социальной структуры. Важная роль приписывалась им конфликтам, которые рассматривались как механизм укрепления социальной структуры. Изменения в африканских обществах после 2-й мировой войны сделали необходимым пересмотр их функционалистской трактовки как замкнутых самодостаточных образований. В 1949 году Глакмен подверг критике теорию Б. К. Малиновского о «трёх культурных сущностях», которая предполагала изолированное восприятие европейской и африканской культур, и выдвинул концепцию «единого социального поля», синтезирующего африканскую традицию и европейские институты. «Единое социальное поле» изучалось с применением теории социальной сети и методики сетевого анализа. В рамках своей концепции Глакмен продолжал исследования роли конфликта и ритуала («ритуал восстания») в воспроизводстве социальной структуры. Эти идеи стали теоретическим основанием манчестерской школы (В. У. Тернер, Э. Колсон, Дж. К. Митчелл, Дж. Барнс, А. Л. Эпстин, Т. С. Ипстейн, Ф. Мейер, Л. Ганн и др.) и разрабатывались главным образом на африканском материале.

Реклама

Соч.: The economy of Central Barotse Plain. Livingstone, 1941; An analysis of the sociological theories of В. Malinowski. S. 1., 1949; Rituals of rebellion in South-East Africa. Manchester, 1954; Custom and conflict in Africa. Oxf., 1955; Analysis of а social situation in modern Zululand. Manchester, 1958; Order and rebellion in tribal Africa. L., 1963; Politics, law and ritual in tribal society. Oxf., 1965.

Лит.: Веселкин Е.А. Теория культурных контактов и современный расизм // Расы и народы. М., 1973; он же. Понятие социальной сети в британской социальной антропологии // Концепции зарубежной этнологии. М., 1976; он же. Кризис британской социальной антропологии. М., 1977; Firth R. М. Gluckman // Proceedings of the British Academy. 1975. Vol. 61; Kuper А. Anthropologists and anthropology: The british school 1922-1972. L.; N. Y., 1996.

А. А. Никишенков.