Глареан Генрих

ГЛАРЕАН (Glareanus; настоящая фамилия Лорис - Loris, Loritus) Генрих (июнь 1488, Моллис, кантон Гларус - 28.3.1563, Фрайбург-им-Брайсгау), швейцарский музыкальный  теоретик. В 1510 году окончил Кёльнский университет, где изучал философию, богословие, математику и музыку; среди его учителей - богослов и музыкальный  теоретик Иоганн Коклей. За поэтический панегирик в адрес Максимилиана I Габсбурга удостоился императорских наград, в том числе лаврового венка (1512). Был дружен с Эразмом Роттердамским, который оказал сильнейшее влияние на мировоззрение Глареана, в том числе определил характер его восприятия античности. С 1529 года профессор поэтики (позднее также богословия) во Фрайбургском университете. Среди трудов Глареана (всего около 20, в том числе «Введение в музыку», 1516) особенно знаменит трактат «Додекахорд» (в перевод с греческого языка «Двенадцатиструнник», 1539, издан в 1547), содержащий в том числе учение о ладах. Ссылаясь на античных музыкальных  теоретиков (важнейшим авторитетом для Глареана был Боэций), добавил к 8 традиционным церковным ладам (тонам) ещё 4; ионийский автентический (по свидетельству Глареана, самый распространённый в современной ему музыке), ионийский плагальный, эолийский автентический, эолийский плагальный. Новаторской была попытка Глареана распространить теорию 12 ладов не только на одноголосный хорал (cantus planus), но и на многоголосие; нередко он рассматривал высотную структуру многоголосного целого как сумму нескольких ладов (в современной терминологии - полиладовость). Новая систематика ладов закрепилась в музыкальной  теории (у Дж. Царлино и др.) и оказала влияние на инструментальное творчество композиторов эпохи Возрождения (так, К. Меруло, А.и Дж. Габриели писали токкаты и ричеркары во всех 12 ладах).

Соч.: Dodecachordon / Translation, transciption and commentary by С. А. Miller. [Rome], 1965.