Глазунов Илья Сергеевич

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (родился 10.6.1930, Ленинград), российский живописец, сценограф и график, народный художник СССР (1980), действительный член РАХ (2001). Учился в ИЖСА (1951- 1957) у Б. В. Иогансона. В живописи и графике с середины 1950-х годов обращался к теме города, который нередко приобретал в его произведениях лирический, фантастически-одушевлённый, даже зловещий облик [«Ленинградская весна» (1955), «Петербург Достоевского» (1956, Музей истории Санкт-Петербурга), «Старое и новое (Новая Москва)» (1978)]. С городским циклом созвучна тема человеческого одиночества («После спектакля», 1984). Создал цикл станковых полотен по мотивам произведений Ф. М. Достоевского (1956-83) и иллюстраций к его сочинениям, также к сочинениям П. И. Мельникова, А. И. Куприна и других русских писателей; для них характерны реалистическая точность, убедительность передачи исторической среды, драматичность ситуаций. Исполнил портреты многих деятелей культуры (Г. А. Товстоногова, 1956; Ф. Феллини и Дж. Лоллобриджиды, оба 1963; И. М. Смоктуновского, 1974; Е. В. Образцовой, 1982; В. Г. Распутина, 1987), также Индиры Ганди, короля Хуана Карлоса I, папы Иоанна Павла II и др.; в них Глазунов стремился раскрыть духовность модели, точно отразить эпоху. В результате зарубежных поездок создал циклы работ (опубликованы в альбомах «Сражающийся Вьетнам», 1967; «Чили глазами художника», 1973; «Телеграммы из Никарагуа», 1984, и др.). Обратился к художественно-философскому осмыслению русской истории (отчасти под влиянием искусства В. М. Васнецова и М. В. Нестерова): цикл «Поле Куликово» (1961-80); «Русский Икар» (1964), «Мистерия XX века» (1977-99), «Вечная Россия» (1988), «Великий эксперимент» (1990), «Россия, проснись» (1994) и др. Исполнил панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980-81) для здания ЮНЕСКО в Париже.

Реклама

Глазунов Илья СергеевичОформлял постановки русских опер - «Князь Игорь» А. П. Бородина (1980, Берлинская опера), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (там же, 1982), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1983, ГАБТ); все - совместно с женой, Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа (1936-86); его сценографии присущи историческая достоверность, художественная цельность. Художественный руководитель ряда архитектурных проектов (Музей народного искусства в Палехе; интерьеры посольства СССР в Мадриде, 1989; нового корпуса Российской академии живописи, ваяния и зодчества, 1992).

В публикациях и интервью нашли отражение взгляды Глазунова на историю мировой культуры, проблемы защиты памятников исторического наследия, современной художественной жизни. Основатель Всесоюзного музея декоративно-прикладного искусства в Царицыне в Москве (1984), один из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1966). С 1978 года преподавал в МХИ (профессор с 1981); в 1987 основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества (её бессрочный ректор с 1995). В 2004 году в Москве открыт Музей Глазунова, в котором находятся около 500 его работ, подаренных городу, и собранная Глазуновым коллекция русских икон. Государственная премия Российской Федерации за реставрацию зданий Московского Кремля (1997). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2005).

Соч.: Дорога к тебе: из записок художника // Молодая гвардия. 1965. №10-12. 1966. №2-3; Россия распятая. М., 2004.

Лит.: И. С. Глазунов. (Кат. выставки). М., 1957; Ricci Р. I. Glazunov. Napoli, 1959; Языкова И. В. И. Глазунов. М., 1972; И. Глазунов. Фотоальбом. М., 1978; Писатель и художник. Произведения русской классической литературы в иллюстрациях И. Глазунова. М., 1979; И. Глазунов. Альбом. М., 1986; И. Глазунов. Русский интерьер. М., 1998; Колодный Л. Е. Любовь и ненависть И. Глазунова. М., 1998; Новиков В.С. И. Глазунов. Русский гений. М., 2005.

Р. В. Новиков.