Глиэр Рейнгольд Морицевич

Глиэр Рейнгольд МорицевичГЛИЭР Рейнгольд Морицевич [30.12.1874 (11.1.1875), Киев - 23.6.1956, Москва], российский композитор, педагог, дирижёр, народный артист СССР (1938). Его отец - потомственный мастер духовых музыкальных инструментов. В 1900 окончил Московскую консерваторию по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова, своим главным учителем считал С. И. Танеева (музыкальная форма, полифония). В 1900-е годы сочинял главным образом камерную, а также симфоническую музыку, что определялось влиянием Танеева и сближением с композиторами петербургской школы, прежде всего с А. К. Глазуновым. Глиэр посещал собрания в доме М. П. Беляева (Санкт-Петербург), при содействии которого исполнялись его сочинения (романсы входили в репертуар известных певцов); ряд произведений, в том числе 3-й секстет и симфоническая поэма «Сирены», были отмечены Глинкинской премией (1905, 1908). С 1900 года преподавал теоретические предметы в московской Музыкальной школе сестёр Гнесиных, среди его приватных учеников - Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев. В 1907-08 в Берлине брал уроки дирижирования у О. Фрида, по возвращении в Россию начал выступать с исполнением главным образом собственных произведений. С 1913 года профессор, с 1914 - директор Киевской консерватории, где вёл композицию (среди учеников - Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий), оперный, оркестровый, камерный классы. В 1920-е годы сотрудничал в Московском отделе народного образования, Музыкальном отделе Наркомпроса РСФСР. В 1920-41 профессор Московской консерватории, по классу композиции (среди учеников - композиторы Б. А. Александров, А. В. Мосолов, А. Г. Новиков, Н. П. Раков, музыкальные теоретики А. Ф. Мутли, И. В. Способин). В 1938-м председатель Московского отделения СК, в 1939-48 председатель оргкомитета СК СССР. В конце 1930-х и в конце 1940-х годов предпринял несколько гастрольных поездок по стране, выступая с авторскими концертами.

Реклама

В послереволюционные и последующие годы работал главным образом в области сценической музыки. В балете «Красный мак» (1927, Москва; с 1957 «Красный цветок») осуществил знаменательный поворот традиционного «большого балета» к современной тематике. Сочинение им опер «Шахсенем» (1927, Баку) и «Лейли и Меджнун» (соавтор - Т. Садыков; 1940, Ташкент) стимулировало становление профессиональных композиторских школ в Азербайджане и Узбекистане. Популярен «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник» (по А. С. Пушкину; 1949, Ленинград; Государственная премия СССР, 1950). В области оркестровой музыки Глиэр отдавал предпочтение одночастным программным произведениям (увертюра «Ферганский праздник», 1940; поэма «Зaпoвiт» памяти Т. Г. Шевченко, 1941). Среди сочинений крупной формы выделяются концерты для разных инструментов с оркестром, в том числе для арфы (1938), валторны (1951), написанные с исчерпывающим знанием их специфики. Из музыки позднего периода наиболее исполняемыми остаются Концерт для голоса [колоратурного сопрано] с оркестром (1943; Государственная премия СССР, 1946; самый известный образец жанра) и Квартет №4 (1946; Государственная премия СССР, 1948).

Воспитанный в классических традициях, Глиэр не стремился к радикальному обновлению музыкального языка, однако при этом гармонические средства его сочинений 1900-1910-х годов в контексте достижений А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова не выглядят упрощёнными; он блистательно владел контрапунктом, формой, оркестровкой. Глиэр находил новые приёмы (в том числе гармонические) обращения с «восточным» тематическим материалом. Лирические произведения (сложные инструментальные формы, романсы) - лучшие в его наследии. В эпическом духе выдержаны 3-я симфония «Илья Муромец» (1911; Глинкинская премия, 1914) и сочинения картинно-красочного и повествовательно-программного характера.

Глиэр - автор ряда статей, воспоминаний о С. И. Танееве.

Лит.: Р. М. Глиэр. Нотографический справочник / Сост. Б. Яголим. М., 1964; Р. М. Глиэр. Статьи. Воспоминания. Материалы: В 2 т. М.; Л., 1965-1967; Тулинская З. К. Р. М. Глиэр. М., 1986.

В. П. Фраёнов.