Глиптика

ГЛИПТИКА (от греческого γλυπτικ? τ?χνη - искусство резьбы), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Среди резных камней (гемм) различают камни с врезанными (инталии) и выпуклыми (камеи) изображениями. Резьба выполнялась на камнях мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород вручную или с помощью станков с вращающимися резцами. К глиптике относятся также произведения из художественно обработанного стекла, печати из кости (в том числе слоновой) и мрамора.

Древнейшие известные произведения глиптики, созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тысячелетии до нашей эры, свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати (инталии), оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции. На древнейших печатях Шумера (начало 3-го тысячелетия до нашей эры) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, жанровые и мифологические сцены; изображения отличаются непринуждённостью композиции. Позднее изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геометрического узора. В глиптике Аккада вновь усиливаются реалистические тенденции, композиция приобретает большую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрические печати Ассирии, для которых характерны многообразие сюжетов (сцены охоты, войны и др.), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности. С месопотамской глиптикой связаны геммы Урарту и государства Ахеменидов. Печати Египта обычно имели форму священного жука-скарабея из камня или фаянса: на нижней стороне печати вырезались иероглифические тексты или изображения мифологических персонажей.

Реклама

Под влиянием Древнего Востока искусство глиптики развивалось в Средиземноморье. Геммы Крита отличались остротой и свободой композиции, динамизмом и обобщённостью рисунка, умением резчика вписать в крошечный овал камня сложные композиции. Критская глиптика оказала влияние на развитие глиптики в микенской Греции, где печати разных форм создавались преимущественно из мягких материалов.

В искусстве Древней Греции глиптика начала развиваться в позднегеометрический период (8 век до нашей эры); из искусства Египта и Ближнего Востока были заимствованы техника и некоторые иконографические мотивы. С 7 века до нашей эры печати вырезались на алебастре, мраморе, слоновой кости и костяных дисках. В геммах архаической Греции (6 - начало 5 века) появляются заимствованные из Египта мотивы скарабея и скарабеоида. В это время был изобретён станок с вращающимися медными колёсиками, который позволил перейти к обработке более твёрдых материалов (сердолик, халцедон, яшмы, горный хрусталь). С этого времени произведения глиптики стали подписываться художниками. В период классики (5-4 века) всё большее значение приобретает использование декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Одно из высших достижений глиптики этого времени - 4 печати Дексамена Хиосского (2-я половина 5 века до нашей эры), среди которых 1 портретная.

Глиптика В эпоху эллинизма в Грецию в большом количестве ввозились многоцветные  восточные минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы и др. Главным нововведением стали геммы из многослойного сардоникса с чередованием светлых и красных слоёв, на котором можно было создавать пространственные планы и полихромные эффекты. При дворах эллинистических монархов (в том числе Птолемеев в Александрии Египетской) особого расцвета достигла портретная глиптика, сформировались крупные коллекции произведений глиптики. Плиний Старший упоминает резчика Пирготела, которому было позволено вырезать на изумруде портрет Александра Македонского (не сохранился).

Около 540 года до нашей эры под влиянием греческого искусства глиптика получила развитие в Этрурии. В Древнем Риме глиптика ориентировалась на греческие и этрусские образцы. Период ранней империи (1-2 века нашей эры) - эпоха нового расцвета глиптики. В Риме работали греческие мастера, крупнейшими из них были Агатоп, Солон, Диоскурид (ставший личным резчиком императора Августа). На основе эллинистических традиций создавались роскошные многофигурные камеи, изображавшие триумф императора. Геммы 3-5 века отражали новую, христианскую иконографию.

В средние века глиптика развивалась главным образом на Востоке. В Византии камеи с одно- и двухфигурными композициями украшали книжные оклады, использовались в качестве печатей и украшений. На мусульманском Востоке широкое распространение получили геммы-инталии с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшали печати средневекового Китая. В средневековой Европе глиптика пережила краткий расцвет в эпоху «Каролингского возрождения», когда создавались инталии из горного хрусталя. Позднее существовали отдельные центры по производству резных камней. После 4-го крестового похода 1204, когда Европа познакомилась с античной и византийской глиптикой, во Франции и Италии зародилась мода на резные камни, подражающие классическим образцам. В Италии при дворе императора Фридриха II Штауфена появились камеи из многослойного сардоникса с изображением символов императорской власти, мифологических сюжетов, портретами императоров.

В эпоху Возрождения искусство глиптики достигло уровня, сравнимого с античным. В 15 веке в ренессансных центрах Италии наряду с копированием произведений античной глиптики создавались портретные геммы в антикизирующем духе. Ведущими итальянскими мастерами 15-16 веков были Ф. Анкини, Маттео дель Нассаро, В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо. В 16 веке искусство глиптики распространилось в Северной Европе. Во Франции 16-17 века в моду вошли геммы из перламутра. Одним из центров их производства в Германии был Нюрнберг, где образцами служили, в частности, рисунки и гравюры А. Дюрера. Важную роль в развитии глиптики сыграла мастерская О. Мизерони в Праге при императоре Рудольфе II. Для портретов теперь использовали монохромные камни вместо многослойного сардоникса.

Глиптика. Дж. Пихлер. Инталия «Амур и Психея». 1760-80. Эрмитаж (Санкт-Петербург).Новый подъём глиптики связан с эпохой классицизма (2-я половина 18 - начало 19 века). Основным центром был Рим, где копировались античные геммы, а также вырезались изображения памятников античной скульптуры, портреты выдающихся людей древности и современников в классическом стиле (мастера Ф. Сирлетти, Дж. Костанци, семейство Пихлеров). Знаменитым немецким резчиком был Й. Л. Наттер, знаток и собиратель, автор каталога античных гемм в частных английских собраниях с собственными рисунками (1754). Вторым крупнейшим центром стал Лондон, где была открыта школа резьбы по камню. С середины 18 века произведения глиптики стали значительно крупнее и зачастую включали в себя воспроизведения живописных работ. Массовому распространению глиптики способствовал новый способ отливки камней из стекловидной массы (так называемые литики). Геммы создавались в гипсе, фаянсе, бисквите; богемские мастера изобрели технику имитации камей из молочного стекла, вмонтированных в изделия из горного хрусталя (сульфиды). Выдающимися мастерами этого искусства в России были резчики А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. Последний расцвет глиптика пережила при Наполеоне I (портретные камеи Наполеона I в императорском лавровом венке, в образе римского императора Августа). Распространение гемм из легкообрабатываемых материалов (перламутр, коралл и вулканическая лава) стало предвестием упадка глиптики как вида искусства в середине 19 века.

Лит.: Natter J. L. Traité de la méthode antique de graver en pierres fines. Londres, 1754; Максимова М. И. Античные резные камни Эрмитажа. Л., 1926; Борисов А. Я., Луконин В. Г. Сасанидские геммы. Л.,1963; Vollenweider М. L. Die Steinschneidekunst und ihre Кünstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit. Baden-Baden, 1966; Каган Ю. О. Западноевропейские камеи в собрании Эрмитажа. Л., 1973; Неверов О. Я. Античные инталии. Л., 1976; он же. Античные камеи. СПб., 1994; Zazoff Р. Die antiken Gemmen. Мünch., 1983; Andrews С. А. R. Ancient Egyptian jewellery. L., 1990; Seidmann G. Portrait cameos // Cameos in context. Oxf.; Houlton, 1993; Plantzos D. Hellenistic engraved gems. Oxf., 1999.

О. Я. Неверов (древнее искусство).