Глокализация

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ (от глобализация и локализация, от латинского localis - местный), региональный отклик на процессы глобализации, выражающийся в приспособлении всемирно распространённых, унифицированных хозяйственных практик к местным условиям и изменении местных социокультурных образцов под воздействием интенсивного проникновения в повседневную жизнь локальных сообществ и коренных народов западных ценностей и культурных стандартов.

Термин «глокализация» был впервые введён в 1980-е годы президентом японской корпорации «Sony» А. Морита для обозначения стратегии продвижения на рынок какой-либо одной страны товаров и услуг, производимых в массовом масштабе в других регионах планеты. Глокализация в деятельности ТНК означает развитие ими локальных связей в процессе производства и маркетинга их продукции, учёт особенностей местного рынка и специфики культуры потребления в том или ином регионе мира.

В 1990-е годы благодаря работам английского социолога Р. Робертсона понятие «глокализация» получило более широкую трактовку, показывающую комплексную взаимосвязь процессов глобализации и локализации в сферах экономики, политики и культуры. Оборотной стороной усиливающихся глобальных процессов становится их дифференциация, имеющая многообразные проявления на локальном уровне. Изменение жизненного мира индивида, модернизация национальных, или локальных, культур являются, в свою очередь, результатами информационной открытости, свободного доступа к глобальным системам коммуникации, влияния транснациональных структур.

Реклама

Наряду с приспособлением локальных культур к вторжению западных ценностей, образцов и стандартов массовой культуры, глокализация способствует росту мультикультурализма (сосуществования и частичного взаимопроникновения различных культур), наиболее полно проявляющемуся в многонациональных мегаполисах. Преодоление межкультурных барьеров приводит к заимствованию некоторых элементов локальных культур населением других регионов и стран, например, в сферах гастрономии, стиля одежды, досуга и тому подобное.

К проявлениям глокализации относятся дальнейший рост национального самосознания народов, не имеющих собственной государственности, их стремление к участию в глобальных процессах на основе более высокой степени автономии или суверенного развития. В частности, данная тенденция проявляется в рамках процесса европейской интеграции, когда представители таких народов (например, каталонцев, басков, шотландцев) или отдельных регионов заявляют о своём желании непосредственно влиять на принятие решений на уровне ЕС, минуя при этом уровень национальных государств.

В политическом плане акцент на взаимной обусловленности глобального и локального, отрицание их жёсткой оппозиции являются попыткой сформулировать компромиссную программу, которая может быть противопоставлена радикальной критике глобализации представителями антиглобализма. Развитие представлений о глокализации выступает в данном случае смягчённой версией политического дискурса глобализации.

Лит.: Robertson R. Globalisation or glocalisation? // Journal of International Communication. 1994. Vol. 1. №1; idem. Glocalization: Time-space and homogeneity-heterogeneity // Global modernity. L., 1995; Articulating the global and the local: globalization and cultural studies. Boulder, 1997; Bauman Z. Schwache Staaten, Globaliesierung und die Spaltung der Weltgesellschaft // Kinder der Freiheit / Hrsg. von U. Beck. Fr./М., 1997; Бек У. Что такое глобализация? М., 2001; Согомонов А. Ю. Глокальность: очерк социологии пространственного воображения // Глобализация и постсоветское общество. М., 2001.

Д. В. Ефременко.