Го Си
ГО СИ, Го Сяньси (псевдоним Чуньфу) (около 1020, уезд Вэньсянь, провинция Хэнань - около 1090), китайский живописец-пейзажист и теоретик искусства времени династии Сун. Был членом, педагогом и первым главой Департамента живописи, а также членом Департамента каллиграфии при дворе императора Шэньцзуна (1068-85). Работал преимущественно в жанре шань-шуй («горы-воды»). Прославился живописью свитков, росписями ширм, экранов и стен в дворцовых и храмовых интерьерах. Мастер монохромной живописи, построенной на тончайших тональных градациях в пределах чёрно-белого диапазона. Создал собственный стиль монументального пейзажа, объединяющий технику линейного детализированного письма с обширными тональными размывами туши. Стремление к точному следованию натуре у Го Си сочетается с принципиальной спонтанностью живописного процесса.
Го Си. «Ранняя весна». Шёлк, тушь. 1072. Музей Гугун (Тайбэй).
Теоретические воззрения Го Си изложены в трактате «О высокой сути лесов и потоков» (около 1070), изданном его сыном - художником Го Сы (около 1070-1123). Живопись подчиняется тем же законам «созидательных превращений» (цзао хуа), которые порождают бесконечное разнообразие всего сущего. Го Си предлагает свыше 100 пейзажных сюжетов, связанных с состояниями атмосферы (туманы, облака, дымки) в разное время года или время суток. В трактате сформулирована теория трёх видов воздушной перспективы («высокие дали», «глубокие дали», «ровные дали»). Наследие Го Си оказало большое влияние на формирование китайской живописи.
Лит.: Чжан Аньчжи. Го Си. Шанхай, 1959 (на китайском языке); Sirén О. The Chinese on the art of painting. N. Y., 1963; idem. Chinese painting: leading masters and principles. N.Y., 1974; Самосюк К. Ф. Го Си. Л., 1978; Three thousand years of Chinese painting. New Haven; Beijing, 1997.
В. Г. Белозёрова.