Го (японские шашки)
ГО (японские шашки), настольная игра, рассчитанная на двух человек, предполагающая множество различных комбинаций и развивающая логическое мышление. В соревнованиях применяется доска с числом игровых пунктов 19х19; у чёрных 181 камень, у белых 180, но в начале игры доска пуста. Камни поочерёдно выставляются в точках пересечения линий; начинают игру чёрные, после чего ходы делаются поочерёдно. Цель игры: каждый из соперников стремится овладеть большей частью территории и «захватить в плен» или «уничтожить» больше камней, чем его противник. Игра заканчивается, когда становится очевидным, что ни одному из участников не удаётся захватить больше территории и выиграть большее число камней соперника. Игрокам засчитывается по одному очку за каждую свободную точку пересечения на их территории и по одному очку за захваченный камень. Игрок, у которого сумма очков в конце окажется большей, и будет победителем. Известно несколько современных названий: «вей-ци» (Китай), «бадук» (Корея), «иго» (Япония). Правила для всех разновидностей схожи, подсчёт очков в Китае и Японии различен, но результат партии, как правило, не зависит от способа подсчёта очков.
Реклама
Го изобретена в Древнем Китае. По одной из легенд, её придумал император Яо для развития умственных способностей своего сына (около 21 века до нашей эры). Большинство исследователей пришли к выводу, что го была изобретена в период правления императора Чжоу (около 10 века до нашей эры). Игра проводилась на доске 17х17, а переход на доску с 361 пунктом (19х19) связан с лунным календарём.
Первый турнир по го с целью выявления сильнейшего игрока проведён в 1588 году. Его победителем стал монах Никкай (впоследствии взял имя Санса Хонинбо), в 1603 назначенный главным придворным учителем в Государственной академии го при дворе сёгуна. В 1612-м основаны четыре ведущие го-школы; в течение 250 лет в соперничестве этих школ определялись сильнейшие игроки в го.
В Европе японские шашки впервые описаны в 1616 году Г. Селенусом. В конце 19 века наибольшее распространение игра получила в Германии. Её активными популяризаторами были второй чемпион мира по шахматам Эм. Ласкер и его однофамилец, шахматный мастер Эд. Ласкер (1885-1981), автор книги на английском языке «Го и Го-моку» (1934). В 1902 по их инициативе в Берлине открылся первый в Европе клуб го. В 1956 году основана Европейская федерация го. С 1957-го ежегодно проводятся чемпионаты Европы среди любителей, с 1979 - чемпионаты мира среди любителей, с 1985 чемпионаты РСФСР, в 1990 и 1991 чемпионаты СССР. В 1982 году основана Международная федерация го.
В СССР в конце 1960-х годов проведён «Турнир памяти Эмануила Ласкера». Популяризации го в СССР способствовали публикации в журнале «Наука и жизнь» (1976-77) под названием «Школа го». В 1988 году сборная СССР (В. Соловьёв, А. Лазарев, В. Богданов, Г. Нилов) выиграла чемпионат Европы. В 1989 основана Федерация го СССР, в 1992 - Российская федерация го, впоследствии переименована в Российскую федерацию го (бадук). Ежегодно (с 1992) проводятся чемпионаты России, сильнейшие российские игроки с успехом участвуют в международных соревнованиях; например, в 2005 А. Динерштейн в 6-й раз выиграл чемпионат Европы в личном зачёте.
Лит.: Нилов Г., Нилов Д. Игры и развлечения. М., 1990. Кн. 2; Носовский А. Японские логические игры. М., 2001; Кинг Д. Игры: от шашек до покера... М., 2004.
В. Л. Гольцман.