«Го Юй»

«ГО ЮЙ» (китайский «Речи царств», «Рассказы о царствах», «Поучения царям»), первый китайский неофициальный исторический трактат. Авторство «Го юй» приписывается ученику Конфуция Цзо Цюмину (5 век до нашей эры), составившему его на основе более древних летописей. Труд впервые был опубликован, вероятно, в 1 веке нашей эры. В нём содержатся высказывания государственных деятелей о природных явлениях и событиях, имевших место в 10-5 веках в восьми древне-китайских царствах: Чжоу, Ци, Лу, Цзинь, Чжэн, Чу, У, Юэ. В «Го юй» отражён процесс зарождения философской мысли в Китае. В нём представлены положения, лежащие в основе учений различных философских школ - конфуцианства, мо цзя, даосизма, легизма, иньян цзя и др. В трактате подчёркивается роль людей (народа - минь) как важнейшей космической силы и наряду с верой во всемогущее «небесное предопределение» утверждается, что «Небо следует за людьми, совершенномудрый - за Небом». Одно из положений «Го юй» гласит: «Человеческие дела должны составлять триаду с Небом и Землёй»; в обществе и государстве главным условием этого является управление с помощью этико-ритуальных норм (ли) и «благодати/добродетели» (дэ).

Публ.: Го юй / Пер. М. В. Крюкова // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1; Го юй. Шанхай, 1979. Кн. 1-2 (на китайском языке); Го юй (Речи царств) / Пер. с китайского, вступление и прим. В. С. Таскина. М., 1987.

Лит.: Васильев К. В. Некоторые вопросы изучения памятников древнекитайской историографии // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. 1975. М., 1982.

А. И. Кобзев.