Годар Жан Люк
ГОДАР (Godard) Жан Люк (родился 3.12.1930, Париж), французский и швейцарский кинорежиссёр, сценарист, теоретик кино. В 1949 году поступил в Сорбонну, где изучал этнологию. В 1950 основал (совместно с Ж. Риветом и Э. Ромером) «La Gazette du cinéma», где дебютировал как кинокритик под псевдонимом Ганс Лукас. Один из ведущих авторов (1952, 1956-59) журнала «Les Cahiers du cinéma», пропагандировал американское жанровое и французское «авторское» кино, закладывая теоретические основы «новой волны». Режиссёрский дебют - документальный фильм «Операция бетон» (1954). Первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» (1960, премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине) стал манифестом «новой волны», радикально трансформировав язык кино и заложив основы эстетики Годара: отрицание законов монтажа, линейного сценария, павильонных съёмок; трактовка игрового фильма как документального свидетельства о своей эпохе; использование приёмов коллажа, цитат и аллюзий, предвещающее эстетику постмодернизма; растворение жанрового начала в лирическом авторском тексте. Ряд фильмов Годара подвергался преследованиям цензуры: «Маленький солдат» (1960, вышел на экраны в 1963; запрещён за критику колониальной войны в Алжире), «Замужняя женщина» (1964), «Богородица, дева, радуйся» (1985). В фильмах 1-й половины 1960-х годов Годара занимали проблемы свободы, власти, подчинения: «Жить своей жизнью» (1962, премия Международного кинофестиваля в Венеции), «Карабинеры», «Презрение» (оба 1963), «Альфавиль», «Безумный Пьеро» (оба 1965). В форме социологического исследования сняты фильмы «Мужское - женское» (1966, премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Две или три вещи, которые я знаю о ней», «Китаянка» (премия Международного кинофестиваля в Венеции; оба 1967). Антибуржуазная сатира в фильме «Уик-энд» (1967) - предвидение и идеологическое обоснование леворадикального бунта. Активно участвуя в студенческих волнениях 1968 года, Годар перешёл на позиции маоизма. Создал (совместно с Ж. П. Гореном и Ж. А. Роже) «группу Дзиги Вертова», снимавшую анонимные пропагандистские «кинолистовки» (в том числе по заказу Организации освобождения Палестины, о событиях в Чехословакии, Вьетнаме и так далее). В фильме «Всё хорошо» (1972, совместно с Гореном) Годар вернулся к традиционному кинопроизводству, иронично изобразив забастовочное движение. В 1970-х годах одним из первых стал осмыслять и использовать видео как новый вид искусства: «Номер два» (1975), «Здесь и там», «Шестью два» (оба 1976). С 1973 года часто работает в соавторстве с А. М. Мьевиль. С 1980 года живёт в Швейцарии. Начиная с фильма «Спасайся, кто может» (1980) Годар обратился к внешне традиционному киноязыку; драма некоммуникабельности в современном мире выражена чередованием статики и условной динамики, подчёркивающей неподлинность любой имитации жизни. Фильм «Страсть» (1982) синтезировал выразительные средства кино и «ожившую» классическую живопись. В фильме «Имя Кармен» (1983, премия Международного кинофестиваля в Венеции) сюжет П. Мериме перенесён в террористическое подполье. Значительный проект Годара конца 1980-х - 1990-х годов - телесериал «Истории кино» (1989-98) - коллаж визуального наследия мировой культуры в сопровождении лирического монолога автора, глубоко пессимистическое обобщение опыта 20 века. В 1990-х - начале 2000-х годов Годар поставил фильмы в жанре эссе, наброска, элегии на темы бессилия художника, насилия и сопротивления насилию: «Горе мне» (1993), «ЖЛГ/ЖЛГ» (1995), «Моцарт навсегда» (1996), «Элегия любви» (2001). Автор сценариев большинства своих фильмов. Премия Международного кинофестиваля в Венеции за вклад в киноискусство (1982).
Реклама
Соч.: Introduction à une véritable histoire du cinéma. Р., 1980; Годар о Годаре // Искусство кино. 1991. № 2; J.-L. Godard par J.-L. Godard. Р., 1998; The future(s) of film: three interviews 2000-2001. Bern; В., 2002.
Лит.: Collet J. J.-L. Godard. Р., 1963; Lefevre R. J.-L. Godard. Р., 1983; La Nouvelle Vague 25 ans après. Р., 1983; Desbarats С. L’effet Godard. Toulouse; Mil., 1989; Donin J. L. J.-L. Godard. Р., 1989; Cerisuelo М. J.-L. Godard. Р., 1989; Ж.-Л. Годар. Страсть: между черным и белым. [М.], 1991; Bergala А. Nul mieux que Godard. Р., 1999; Forever Godard. L., 2004; Maccabe С. Godard: А portrait of the artist at 70. N. Y., 2004; Трофименков М. Две или три вещи, которые я знаю о нем // Трофименков М. Я обещаю вам кровь и слезы... СПб.; М., 2005.
М. С. Трофименков.