Гольдман Люсьен
ГОЛЬДМАН (Goldmann) Люсьен (20.7.1913, Бухарест - 8.10.1970, Париж), французский философ, социолог, литературовед. Во время 2-й мировой войны эмигрировал из Франции в Швейцарию, где был ассистентом у Ж. Пиаже. По окончании войны профессор социологии в Сорбонне (Париж, 1945-58). Главное сочинение - «Бог сокровенный: Исследования о трагическом видении в "Мыслях" Паскаля и в театре Расина» («Le Dieu caché: Etudes sur la vision tragique dans les "Pensées" de Pascal et dans le théâtre de Racine», 1955; в русском переводе - «Сокровенный Бог», 2001). Работал в Национальном центре научных исследований и в Практической школе высших знаний (директор с 1958) в Париже; директор Социологического центра при Свободном бельгийском университете в Брюсселе (1965-70).
Концепция «генетического структурализма» Гольдмана, сложившаяся в полемике с атомизмом позитивистской психологии, биологизмом 3. Фрейда и «догматическим деструктивизмом» Т. Адорно и франкфуртской школы, представляет собой попытку синтеза учений К. Маркса и раннего Д. Лукача («История и классовое сознание», 1923) с генетической эпистемологией Ж. Пиаже. Субъектом центрального для Гольдмана понятия «мировидение», или «мировоззрение» (французский - vision du monde, немецкий - Weltanschauung), восходящего к В. Дильтею, выступают социальные классы, при этом если сознание рядовых членов класса вырабатывает лишь разрозненные эмоциональные и интеллектуальные «элементы» такого миропонимания, то роль «великого творца» (мыслителя, писателя, живописца и т.п.) состоит именно в том, что, концентрируя и придавая «связность» этим элементам, он творит «вымышленный мир» с такой смысловой структурой, к которой лишь тяготеют остальные представители класса и которая позволяет им осознать свою классовую принадлежность. В понятии «мировидение», предполагающем свободу художника в выборе предмета и способов изображения, Гольдман видел принципиальное отличие своей социологии творчества от раннемарксистской «социологии содержания», усматривающей в произведении прямое отражение коллективного сознания.
Реклама
Соч.: Sciences humaines et philosophie. Р., 1952; Recherches dialectiques. Р., 1959; Pour une sociologie du roman. Р., 1965; Introduction à la philosophie de Kant. Р., 1967; Marxisme et sciences humaines. Р., 1970; Structures mentales et création culturelle. Р., 1970; Lukàcs et Heidegger. Р., 1973; Épistémologie et philosophie politique. Р., 1978; Структурно-генетический метод в истории литературы // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX- XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
Г. К. Косиков.