Голендры

ГОЛЕНДРЫ, олендры (от польского holendry/olendrzy - голландцы; самоназвания - пихтинские голендры, пихтинцы), этническая группа в Иркутской области (деревни Пихтинск, Среднепихтинск, Дагник Заларинского района), потомки переселенцев из бассейна Западного Буга и Волыни. Численность до 200 человек (2005, оценка).

ГОЛЕНДРЫГолендрами первоначально называли в Польше переселенцев-колонистов из Северной Германии, Голландии и Фрисландии, которые в 16 веке осваивали заболоченные земли на польском побережье Балтийского моря и в долинах рек Висла и Ногат. Известные своими мелиоративными навыками, они селились на землях польских магнатов на льготных условиях. Постепенно в эту группу вливались польские колонисты, и термин голендры стал применяться для обозначения социальной прослойки крестьянства. В 17-18 веках «олендерские» поселения возникают на Западном Буге и на Волыни (колонии Нейбров, Нейдорф, Забужские Голендры, Свержовские Голендры и др.), за их жителями закрепляется название «бужские голендры». После 3-го раздела Польши (1795) эта территория вошла в состав Российской империи. В 1911-1913 годах, во время столыпинской реформы, часть бужских голендров переселилась в Сибирь и обосновалась на Пихтинском переселенческом участке Иркутской губернии. В официальных документах они обозначались как немцы и украинцы. До начала 1920-х годов сибирские голендры сохраняли связи со своими единоплеменниками на Буге, основная часть которых в 1940 эмигрировала в Германию (их потомки живут в Германии, Польше, Канаде, США). В 1942 году большинство сибирских голендров, как «лица немецкой национальности», были мобилизованы в трудовую армию. В отличие от голендров, проживающих в Германии, сибирские голендры не считают себя немцами, называют себя «наши», «пихтинские». Сохраняют польский и немецкий имена и фамилии (Бронислав Людвиг, Адольф Кунц, Альфреда Гильдебрандт и др.), в старшем и среднем поколениях - вариант украинского языка, в обрядовой сфере (свадьбы, крестины, похороны) - польский. Среди молодого поколения и в смешанных семьях преобладает русский язык. Лютеранское вероисповедание было одной из основных характеристик голендров по приезде в Сибирь. Ныне богослужение отправляется по католическому обряду на русском языке католическим священником, в его отсутствие пожилые голендры проводят богослужения с использованием старых лютеранских книг на польском языке (ксёнжки); также отмечают праздники по православному календарю. С 1950-х годов в среде сибирских голендров действуют свидетели Иеговы и пятидесятники. Сохраняются элементы традиционных, польской по происхождению, кухни (висильный борщ, крупнёки, картофлянки и др.), ремёсел (плетение, ткачество), костюма (кружевные чепцы, в основном как элемент свадебного обряда), вытянутое срубное жилище без подклета (жилая часть дома побелена), объединяющее избу, кладовые, ток, сеновал и ориентированное по сторонам света. До 1950-х годов сибирские голендры придерживались эндогамии, ныне преобладают смешанные браки.

Реклама

ГОЛЕНДРЫ

Голендры - уроженка Среднепихтинска и гость из Германии (одежда с элементами традиционного наряда свахи и свата). Среднепихтинск. 2004.

Лит.: Holz Н. Die Bughauländer - erste Protestanten Ostpolens // Wolhynische Hefte. Schwabach. 1990. Н. 6; Пядушкина И. Сохраненные традиции пихтинских голендров // Краеведческие записки. Иркутск,2002. Вып.9; Галеткина Н. Бужские голендры: в поисках идентичности // Евразия: Люди и мифы. М., 2003; Шостакович Б. Голендры: этимология термина и понятия // Тальцы. 2004. №4.

Н. Г. Галеткина.