Голгофа

ГОЛГОФА (греческий - Γολγοθ?ς, от еврейского ??????? - череп), скальный выступ, где, согласно Евангельскому повествованию (сравни, например, Мф. 27:33-38; Ин. 19:17-19), был распят Иисус Христос; получил наименование от обширного скалистого района, находившегося на окраине Иерусалима, первоначально вне черты города. Происхождение топонима Голгофа неясно: некоторые раннехристианские авторы (например, Иероним Блаженный) полагали, что он происходит от названия места, где обезглавливали преступников.

Голгофа Археологические исследования, предпринятые в 1960-80-е годы, позволили существенно прояснить топографию района Голгофы. Так, было установлено, что с 9-7 века до нашей эры склон холма Гарив, к которому морфологически принадлежит Голгофа, использовался как каменоломня. В 1 веке до нашей эры карьер был заброшен, близлежащую местность выровняли грунтовой подсыпкой; затем на культивированной почве был разбит сад. Сад ограничивали скалы, сохранявшие с востока и юга связь со склоном холма; как показали исследования, на склонах могли производиться захоронения - с запада в скалах были высечены две гробницы, известные как гробница Спасителя и гробница Иосифа Аримафейского. Южный выступ скал возвышался над садом в виде пика, будучи идентифицирован позднее как Голгофа.

Реклама

Современное местонахождение Голгофы в центре Старого города - результат перепланировки Иерусалима в римскую эпоху. В начале 40-х годов 1 века нашей эры Голгофа оказалась в черте городских стен, построенных Иродом I Агриппой (40-44 нашей эры). После разрушения Иерусалима римскими императорами Веспасианом и Адрианом новый римский город Элия Капитолина был возведён далее к северу, что обусловило нахождение Голгофы в центре новой римской городской планировки. При строительстве римского города сад и прилегающие скалы вновь засыпаны грунтом, а на образовавшейся искусственной платформе возведён Капитолий с теменосом (священным храмовым участком). Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Голгофой гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма. Археологические исследования позволяют локализовать на Голгофе небольшое святилище при храме Венеры.

Во 2-й половине 320-х годов, благодаря работам, инициированным императором Константином Великим и осуществлявшимся под контролем святителя Макария, епископа Иерусалимского (314-333), старые римские постройки были снесены, благодаря чему с запада в скальной породе вновь были открыты 2 гробницы, а на южной стороне выступил скальный массив Голгофы. Тогда же было произведено отделение гробницы Христа от массива скалы с запада и севера. Топографические изменения 1-й половины 4 века привели к тому, что Голгофа стала возвышаться обособленным утёсом на фоне стен первоначальной базилики Мартириум, будучи открытой с южной и  восточной сторон её внутреннего двора. Вершина скалы могла служить для укрепления на ней распятий - так, на вершине скалы имеется углубление, трактуемое как место, где стоял Животворящий Крест. Однако свидетельства паломников ранее 11 века об этом месте не упоминают, притом, что наиболее ранние свидетельства (5-6 века) указывают на наличие лунки для креста у подножия горы Голгофа. Подъём к вершине Голгофы, возможно, осуществлялся по ступеням, вытесанным в скальной породе.

В 1-й половине 7 века при перестройке Храма Гроба Господня Голгофа была включена в объём храма. Над Голгофой возведена так называемая церковь Голгофа, четырёхугольная в плане, соединённая с  восточной стороны с базиликой Мартириум. После реконструкции, предпринятой в 11 веке, и после перестроек в эпоху крестоносцев Голгофа приобрела форму, которая существенно не изменилась до настоящего времени. Для того, чтобы соединить Голгофу с Храмом Гроба Господня в одну церковь, была возведена двухэтажная капелла. Благодаря этому, попадая в Храм Гроба Господня, можно было непрерывно двигаться от капеллы к капелле, всё более и более приближаясь к Голгофе.

Современный вид Голгофа приобрела в результате восстановления Храма Гроба Господня после пожара 1808 года. Помимо наружной лестницы (в настоящее время практически не используется), ведущей в католическую часовню Совлечения одежд с улицы, на Голгофу ведут ещё две лестницы - правая, от дверей храма, и левая, от кафоликона. Сама церковь Голгофа разделена колоннами на 2 придела: православный (левый) и католический (правый). В православном приделе над местом, где, по преданию, был водружён Честной Крест, установлен беломраморный престол. Отверстие, где был поставлен Крест, обрамлено серебряным кругом. Справа и слева от престола в застеклённых проёмах видны серая каменная поверхность Голгофы и трещина, прошедшая сквозь всю скалу в результате землетрясения в момент крестной смерти Христа (Мф. 27:57). Археологические исследования 1988 года показали, что Голгофа в её нынешнем состоянии является скальным выступом, возвышающимся с  восточной стороны на 12,7 м, с северной стороны - на 8,9 м, с западной стороны – на 5 м. Значительная часть Голгофы расположена над выработанным карьером и почти пуста изнутри.

Голгофа На нижнем уровне, под православным престолом Голгофы, находится так называемая часовня Главы Адамовой. Согласно преданию, прослеживающемуся с конца 4 века, распятие Иисуса Христа произошло на месте погребения Адама. Многие раннехристианские авторы - Епифаний Кипрский (около 315-403), Иероним Блаженный и др. - писали о том, что Христос своею кровью омыл и очистил кости праотца Адама; это же предание позволяло установить ряд коннотаций сакральной топографии Голгофы и многих ветхозаветных сюжетов. В глубине часовни через стеклянное окно видна расселина, по которой, согласно традиции, струя крови Христа достигла черепа Адама. Археологически установлено, что при императоре Адриане углубление в скале Голгофы, известное как «могила Адама» (или «пещера Адама»), было перекрыто кладкой и не могло служить местом поклонения во 2-3 веках. Раннехристианские граффити в ней также отсутствуют. В письменных источниках часовня Адама у подножия скалы Голгофы, устроенная в расширенной «пещере Адама», упоминается лишь с 7 века.

Иконография Голгофы обширна, так как неразрывно связана с иконографией Распятия. Древнейшие изображения и символы Голгофы восходят к 4-5 векам. Мозаика 5 века в церкви Санта-Пуденциана в Риме показывает Голгофу как округлую каменистую вершину, увенчанную золотым крестом. Более традиционно изображение Голгофы в виде площадки, на которую с 2 сторон ведут ступени (на византийских монетах, паломнических ампулах, флягах и др.). Вероятно, это является отражением реального оформления Голгофы в Храме Гроба Господня, известного по описаниям паломников. В других случаях Голгофа представлена условно, в виде точки или треугольника под крестом (например, ампула из Музея земли Вюртемберг, Штутгарт; крышка реликвария, Музеи Ватикана).

В иконописи и книжной миниатюре Голгофа изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом. Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь, 9 век, ГИМ), иногда находящейся в пещере-разломе (Киевская Псалтирь, 1397, РНБ). В случаях, когда необходимо было изобразить три креста, Голгофа могла также иметь три вершины (Хлудовская Псалтирь). В поздней иконографии Голгофа с Адамовой головой часто служила символом смерти (например, на надгробиях 18-20 века). В соответствии с апокрифическими сказаниями об Адамовой голове изображаются потоки крови из ран Христа, льющиеся на череп Адама (мозаика собора монастыря Неа-Мони на острове Хиос, 1042-1056). Изображения Голгофы в византийских и древнерусских памятниках часто сопровождаются буквенными аббревиатурами; в последних часто встречается надпись «М. Л. Р. Б.», означающая «место лобное рай бысть».

Голгофа

«Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом». Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни в Афинах. Около 1100.

В европейской живописи, начиная с позднего Средневековья, распространена иконография Голгофы как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисленных персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних.

Лит.: Айналов Д. В. Голгофа и Крест на мозаике IV века // Сообщения импер. Православного Палестинского общества. 1894. [Т. 5.]. Февр.; он же. Детали палестинской архитектуры и топографии на памятниках христианского искусства... // Там же. 1895. [Т. 6.]. Июнь; он же. Расположение главных зданий Константиновых построек по данным письменных источников // Там же. 1903. Т. 14. Ч. 2. №2; Jeremias J. Golgotha. Lpz., 1926; Gibson S., Taylor J. Е. Beneath the Church of the Holy Sepulchre, Jerusalem: the archaeology and early history of traditional Golgotha. L., 1994.

Л. А. Беляев.