«Голубая роза»
«ГОЛУБАЯ РОЗА», группа российских художников-символистов. Получила название от одноимённой выставки, организованной издателем журнала «Золотое руно» меценатом и художником Н. П. Рябушинским в Москве в марте-апреле 1907; в ней участвовали 16 живописцев, графиков и скульпторов (в основном выпускники МУЖВЗ). Название, возможно, принадлежало В. Я. Брюсову (или возникло под влиянием одноимённого стихотворения К. Д. Бальмонта) и символизировало романтичную тоску по неведомому и недостижимому, по аналогии с «голубым цветком» Новалиса; оно указывало и на преемственность с выставкой «Алая роза». Своими предтечами мастера «Голубой розы» считали М. А. Врубеля и В. Э. Борисова-Мусатова. Ядро группы составляли саратовцы П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, П. С. Уткин. Изысканный колоризм и декоративность (Рябушинский, А. В. Фонвизин), черты стилизаторства и примитивизма (А. А. Арапов, Н. П. Крымов), мистические мотивы (В. Д. и Н. Д. Милиоти, Уткин), ориентализм (М. С. Сарьян, Кузнецов) и театральность (С. Ю. Судейкин, Н. Н. Сапунов), пластическое выражение ускользающего настроения (П. И. Бромирский, Матвеев), утончённая графичность (В. П. Дриттенпрейс, Н. П. Феофилактов) служили «дематериализации» природы и овеществлению образов сна, мечты, миража, радужного видения «неземной» красоты, отличая творчество мастеров «Голубой розы» от ретроспективизма «Мира искусства». Художники «Голубой розы» впоследствии участвовали в выставке «Венок» (декабрь 1907 - январь 1908), в салонах «Золотого руна» (1908-10); оказали влияние на развитие примитивизма «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и символистской тенденции «Союза молодёжи». Ретроспективные выставки «Голубой розы» состоялись в Москве в 1925, 1988, 1999 и 2006.
Лит.: Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. М., 1988; Гофман И. М. Голубая роза. М., 2000.
А. М. Муратов.