Гомер
ГОМЕР ("Ομηρος), легендарный древнегреческий поэт. Начиная с античности, считался творцом двух первых эпических поэм Европы - «Илиады» и «Одиссеи». Кроме того, ему приписывалось авторство так называемых гомеровских гимнов и ряда других произведений, в том числе комических поэм «Война мышей и лягушек» и «Маргит». Все свидетельства о Гомере носят расплывчатый характер: на право считаться его родиной претендовало множество городов; язык, которым написаны поэмы, представляет собой искусственное смешение различных диалектных форм и не даёт возможности связать их возникновение с конкретной областью Греции. Позднеантичные биографии Гомера («О жизни и поэзии Гомера» Псевдо-Плутарха, 2-3 века нашей эры, и др.) содержат либо полностью вымышленные сведения, либо традиционные мифопоэтические представления о великом певце, отчасти почерпнутые из самих гомеровских поэм. Как и положено мудрецу-провидцу, Гомер представлялся слепцом; соответственно (как «слепец») толковалось и само его имя (историком Эфором, 4 век до нашей эры, и др.), первое упоминание которого встречается у лирического певца Каллина (7 век до нашей эры). Гомер схож в этом с изображённым в «Одиссее» певцом Демодоком и одновременно соответствует «автопортрету» «слепого старца с Хиоса» из гомеровского гимна «К Аполлону» (авторство которого приписывалось в древности также поэту Кинефу, 6 век до нашей эры). Другой вариант этимологии имени Гомера - «заложник», якобы потому, что сам Гомер либо его отец находились в плену на Востоке. В качестве родителей Гомера, по разным источникам, фигурировали музы и Аполлон, а также сын Одиссея Телемак; считалось, что изначально Гомер носил другое имя (Мелес, Мелисеген и др.), а собственно Гомером он стал именоваться позже. Связывая имя с поэтической деятельностью Гомера, современные учёные истолковывают его как «слагатель [песен]», просто «сказитель, певец» (Гомер Надь) или как «[певец] в собрании» (М. Дуранте, М. Вест).
Реклама
В античности Гомер вместе с Гесиодом выступали в роли первых поэтов-мудрецов, учителей греков; постоянно велись споры о том, кто из них жил раньше; сами они стали персонажами поэтического «Спора Гомера и Гесиода» (4 век до нашей эры). Своим прародителем Гомера считали рапсоды - исполнители эпических поэм, именовавшие себя сыновьями Гомера («гомеридами»). Подобно другим архаическим поэтам (Архилоху и тому же Гесиоду), Гомер стал объектом культа: храмы в его честь (так называемые гомерейоны) существовали на Хиосе, в Смирне и др. В Александрии ему возвёл святилище царь Птолемей IV Филопатор. Для античного восприятия Гомера в высшей степени характерен знаменитый эллинистический рельеф Архелая из Приены «Апофеоз Гомера» (2 век до нашей эры): Гомер иконографически уподоблен окружённому музами и Аполлоном Зевсу, свою дань ему воздают аллегорические фигуры Истории, Поэзии, Трагедии и Комедии, символизирующие всю античную словесность, а на голову ему возлагают венок Время (Хронос) и Мир (Ойкумена) - некоторые учёные усматривают в них образы самого Птолемея IV Филопатора и его супруги Арсинои.
В Новое время историчность фигуры Гомера стала вызывать всё больше сомнений в контексте споров вокруг гомеровского вопроса. Поборники идеи авторского создания гомеровских поэм обычно относят его жизнь к 8-7 веку до нашей эры; при этом удаётся даже проследить их «относительную датировку»: считается, что «Одиссея» была создана уже постаревшим и умудрённым Гомером. Приверженцы устной теории происхождения древнегреческого эпоса скорее считают Гомера мифопоэтическим олицетворением традиции, подобным легендарным индийским поэтам Вьясе и Вальмики, по преданию, создавшим «Махабхарату» и «Рамаяну». Всё же и при таком подходе порой заметна тенденция к сохранению индивидуальности Гомера: исследователи считают его либо наиболее выдающимся в многовековой цепи исполнителей устного эпоса, либо одним из последних в этой череде, с чьих слов поэмы были записаны в первый раз.
Лит.: Лосев А. Ф. Гомер. 2-е изд. М., 1996; Гиндин Л. А., Цымбурский В. А. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996; Rutherford R. Homer. Oxf., 1996; А new companion to Homer. Leiden, 1997; Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до нашей эры 2-е изд. СПб., 2001; Graziosi В. Inventing Homer: the early reception of epic. Camb., 2002; Latacz J. Homer: der erste Dichter des Abendlands. 4. Aufl. Düsseldorf, 2003; The Cambridge companion to Homer. Camb., 2004.
Н. П. Гринцер.