Гомеровский вопрос

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС, принятое в науке обозначение проблемы происхождения и интерпретации текстов поэм Гомера. В основе своей Гомеровский вопрос сводится к двум взаимосвязанным вопросам: созданы ли поэмы 1) одним или многими авторами и 2) устным или письменным способом.

Традиционно началом дискуссии считается публикация труда немецкого филолога Ф. А. Вольфа «Пролегомены к Гомеру» (1795), подвергнувшего сомнению единовременное создание дошедших до нас текстов древнегреческого эпоса (подобные соображения высказывались ещё античными авторами, среди непосредственных предшественников Вольфа - Р. Бентли, Дж. Вико). Классическая немецкая филология 19 века (К. Лахман, А. Кирхгоф и др.) путём скрупулёзного анализа «Илиады» и «Одиссеи» обнаружила в них множество непоследовательностей и противоречий, которые воспринимались как безусловное свидетельство существования различных пластов текста, искусственно сплавленных в единое целое. Механизмы такого соединения представлялись по-разному: как расширение сюжетного «ядра», соединение в одну нескольких малых песен и т.п. Такой подход, направленный на разъединение текста и нахождение в нём разного рода вставок (интерполяций), получил название аналитического в противовес унитарному, сторонники которого (Г. В. Нич и др.) защищали идею единого авторства и эстетической цельности гомеровских произведений. В 20 веке возник и утвердился в качестве наилучшего решения Гомеровского вопроса своеобразный симбиоз этих двух тенденций, получивший название неоаналитизма. В его основе труды немецкого учёного В. Шадевальдта и его последователей (В. Кульман, Г. Данек и др.). Главная идея неоаналитизма: разные пласты в гомеровском тексте являются своего рода цитатами и аллюзиями как на эпическую традицию в целом, так и на конкретные произведения, но их скрепляет в единое целое индивидуальный авторский замысел. При этом неоаналитики продолжают выделять в поэмах ряд поздних интерполяций (например, так называемую Долонию в 10-й песне «Илиады»), а некоторые, основываясь на разнице в тематике и стиле, - считать «Илиаду» и «Одиссею» творениями двух разных авторов.

Реклама

С 1960-х годов в качестве главного соперника неоаналитизма выступила так называемая устная теория, связанная с именами М. Парри и А. Б. Лорда. Исходя из сравнительно-исторической типологии, они вычленили и строго описали повторяющиеся элементы текста как на лексическом (формулы: «быстроногий Ахилл» и др.), так и на содержательном («тема поединка» и т.п.) уровне. Вместе они составляют традиционный «каркас» повествования, однако каждый певец в процессе устного исполнения варьирует и по-новому сочетает их, не просто воспроизводя, но и заново творя своё повествование. Особое место в процессе передачи традиционного эпического текста занимает момент его письменных кодификаций, составляющий отдельный этап в создании окончательного текста. Именно относительно этого момента в современной науке ведутся наиболее острые споры: последователи А. Б. Лорда - М. Вест и Р. Дженко выступают за достаточно раннюю (7-6 века до нашей эры) письменную фиксацию текста «Илиады» и «Одиссеи», а Г. Надь выдвигает «эволюционную» схему, согласно которой текст поэм передавался по преимуществу устным путём вплоть до его издания александрийскими филологами (3 век до нашей эры). В компромиссном виде устная теория оказывается близкой идеям неоаналитиков: Дж. Фоули развивает идею «переходного» текста (от устного к письменному) Лорда, считая поэмы «выросшими из устной традиции», на ней основанными и на неё постоянно ссылающимися, но при этом, скорее всего созданными при непосредственном использовании письма и вполне отвечающими привычным критериям литературного текста.

Лит.: Schadewaldt W. Von Homers Welt und Werk. Stuttg., 1965; Сахарный Н. Л. Гомеровский эпос. М., 1976; Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. Тб., 1978; Parry М. The making of Homeric verse. Oxf., 1987; Heubeck А. Die homerische Frage. 2. Aufl. Darmstadt, 1988; Kullmann W. Homerische Motive. Stuttg., 1992; Лорд А. Сказитель. М., 1994; Nagy G. Homeric questions. Austin, 1996; Danek G. Epos und Zitat. W., 1998; Foley J. М. Homer’s traditional art. University Park, 1999; Боура С. М. Героическая поэзия. М., 2002.

Н. П. Гринцер.