Гондола

ГОНДОЛА (итальянский - gondola),

Гондола 1) одновёсельная плоскодонная лодка с несимметричным поперечным сечением (длина в среднем 10 м, ширина 1,3 м), поднятыми украшенными оконечностями, имеющая каюту или навес для пассажиров и управляемая одним гребцом - гондольером. Получила распространение в Венеции (упоминается в источниках с конца 11 века). Современные гондолы используются главным образом для прогулок туристов.

2) Кабина воздухоплавательного ЛА (аэростата, дирижабля) для размещения экипажа, снаряжения, балласта, грузов и силовой установки. Гондола может быть открытой и закрытой (рисунок). Открытую кабину используют на высоте до 4 км, а на высоте 4-11 км - только при наличии у экипажа индивидуальных кислородных приборов и утеплённой одежды (комбинезонов). Закрытую гондолу (герметичную с кондиционированием) используют на высотных аэростатах (высота свыше 11 км). Идея создания герметичной гондолы для полёта в высокие слои атмосферы высказана Д. И. Менделеевым в 1875 году. Впервые такая кабина применена в 1931 О. Пиккаром при полёте на стратостате. Первая в СССР герметичная гондола конструкции В. А. Чижевского была установлена на стратостате «СССР-1» в 1933 году. Конструкция гондолы включает каркас из тонкостенных профилей и обшивку. Гондола может изготавливаться также из стекло- и углепластика. Пассажирская гондола с рубкой управления обычно размещается ближе к носовой части корпуса. Под днищем гондолы монтируются посадочные устройства - пневматические амортизаторы, поплавки, опорные колёса.

Реклама

Гондола

3) Оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя, обеспечивающая его установку и эксплуатацию; является частью силовой установки ЛА. Иногда гондолу называют мотогондолой. Основные элементы гондолы - каркас с тонкостенными панелями, снабжёнными быстросъёмными крышками, система вентиляции, система крепления двигателя.

4) Гондола железнодорожная - саморазгружающийся полувагон с плоским горизонтальным полом.

В. С. Амелин, В. Ф. Захарченко.