Гонгора-и-Арготе

Гонгора-и-Арготе ГОНГОРА-И-АРГОТЕ (Gongora у Argote) Луис де (11.7.1561, Кордова - 23.5.1627, там же), испанский поэт. Учился в Саламанкском университете (1576-80). В 1585 году принял духовный сан; исполнял обязанности архидиакона собора Кордовы, служил в Мадриде королевским капелланом (1617-26). Печатался с 1580-го. Творчество Гонгоры-и-Арготе условно делится на два периода: до 1610 -«ясный» стиль; начиная с оды «На взятие Лараче» («А la toma de Larache», 1610-11) - «тёмный» стиль (стремление к тотальной метафоризации мира и синтаксическим экспериментам, игра смыслов, культ формы, риторическая изощрённость). Это деление хронологически совпадает со сменой в испанской литературе ренессансных тенденций барочными и соответствует традиции сопоставления «тьмы» и «света» у испанских мистиков и в арабо-андалусской поэзии, влияние которой на творчество Гонгоры-и-Арготе весьма значительно.

«Тёмный» стиль Гонгоры-и-Арготе представлен в трёх больших поэмах: «Предание о Полифеме и Галатее» («La Fabula de Polifemo у Galatea», 1612-13), сюжет которой восходит к «Одиссее» Гомера и «Метаморфозам» Овидия; «Уединения полей» («Soledades de los campos», 1612-13) и «Уединения берегов» («Soledades de las riberas», 1614, не закончена), посвящённые теме бегства от хаоса современной жизни на лоно природы и отразившие осмысление испанской культурной элитой открытия Америки. «Панегирик герцогу Лермы» («El Panegirico al duque de Lerma», 1617) наряду с жизнеописанием покровителя Гонгоры-и-Арготе, сыгравшего значительную роль в политической жизни Испании, содержит размышления о смерти короля Филиппа II и судьбе страны. Поэмы Гонгоры-и-Арготе спровоцировали бурную полемику (1620-1630-е годы), в ходе которой приверженцы «ясного стиля» (Х. Мартинес де Хуареги, Ф. де Кеведо-и-Вильегас, Тирсо де Молина, Лопе Ф. де Вега Карпьо и др.) выступали против поздней манеры Гонгоры-и-Арготе (получившей название гонгоризма), но затем сами попали под его воздействие.

Реклама

Среди других сочинений: около 200 стихотворений в традициях народной испанской поэзии; около 200 сонетов в духе петраркизма; комедии «Стойкость Изабеллы» («Las firmesas de Isabela», 1610) и «Доктор Карлино» («El doctor Carlino», 1613, не закончена). Поэтика Гонгоры-и-Арготе оказала влияние на зарождение символизма, а также на различные течения испанского поэтического авангарда. Интерес к поэзии Гонгоры-и-Арготе возрос благодаря поэтам поколения 1927 года, назвавшим себя таким образом в честь 300-летней годовщины со дня смерти Гонгоры-и-Арготе. В России сочинения Гонгоры-и-Арготе публиковались с 1911; среди переводчиков - К. Д. Бальмонт.

Соч.: Лирика. М., 1977; Obras complétas. Madrid, 2000. Vol. 1-2.

Лит.: Beverley J. Aspects of Gongora’s «Soledades». Amst., 1980; Alonso D. Estudios у ensayos gongorinos. Madrid, 1982; Vilanova А. Las fuentes у los temas del «Polifemo» de Gongora. Barcelona, 1992. Vol. 1-2; Crepûsculos pisando: once estudios sobre las «Soledades» de Luis de Gongora. Perpignan, 1995; Da Gongora а Gongora. Pisa, 1997; Устинова И. В. Луис де Гонгора-и-Арготе и проблемы испанской литературы XVII в. М., 2005.

И. В. Устинова.