Гораций Квинт Флакк

ГОРАЦИЙ Квинт Флакк (Quintus Horatius Flaccus) (8.12.65 до нашей эры, Венузия, ныне Веноза - 27.11.8 до нашей эры, Рим), римский поэт. Сын мелкого землевладельца, вольноотпущенника; посещал школу грамматика Орбилия Пупилла в Риме, в 45-44 изучал греческую философию, литературу и искусство в Афинах. Во время гражданской войны после убийства Юлия Цезаря был доверенным лицом Марка Юния Брута, командовал легионом республиканцев в должности военного трибуна; был разбит и бежал с поля сражения при Филиппах (42); получив амнистию, вернулся в Рим, где был вынужден зарабатывать на жизнь, служа писцом в казначействе. В свободное время начал писать стихи, сблизился с Вергилием, представившим его Меценату (38), покровительство которого избавило от необходимости трудиться и позволило посвятить себя творчеству. Став одной из центральных фигур кружка Мецената, Гораций получил в подарок Сабинскую виллу (недалеко от современной Тиволи), куда удалился от суеты столичной жизни, государственной службе предпочтя жизнь на лоне природы. Похоронен на Эсквилине рядом с Меценатом, которому посвящены многие произведения из поэтического наследия Горация, полностью сохранившегося до наших дней: две книги «Сатир» (35 и 30; сам Гораций называл их «Беседами», «Sermones»), сборник «Эподов» («Припевы», «Epodes», 30; Гораций называл их «ямбами»), четыре книги «Од» (кн. 1-3 созданы в 23; книга 4 в 13 году; античное название - «Песни», «Carmina»), две книги «Посланий» («Epistulae», 20 и 13), а также «Юбилейный гимн» («Carmen saeculare», 17), посвящённый празднествам в Риме.

Реклама

Гораций изначально был близок неотерикам, однако избрал в качестве образца для своих эподов не модных александрийских поэтов, а ямбы Архилоха, позаимствовав не только греческий стихотворный размер, но и гневно-обличительный тон, который часто превращается в откровенную брань, направленную на современников. В некоторых эподах (7-й и 16-й) с горечью осуждал гражданские войны, в которых погряз Рим, противопоставляя им традиционный уклад деревенской жизни (2-й эпод), а также эпикурейские радости и любовные наслаждения (11-й и 13-й). В сатирах Горация отсутствуют полемическая заострённость и злободневные темы. Взяв за основу жанр, разработанный Публием Теренцием Варроном Атацинским и Луцилием, Гораций развил его в перспективе стоицизма, всё более отказываясь от язвительных инвектив в пользу иронического осмысления пороков: написанные гексаметром сатиры формально построены по принципу диатрибы; представляя собой рассуждения о римских нравах, они становятся прославлением режима Августа. Вершина поэтического мастерства Горация - оды; в качестве их образцов была избрана греческая песенная лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт и др.), стихотворные размеры которой Гораций виртуозно приспособил к латинскому языку, добившись небывалого в римской поэзии формального разнообразия и изящества. Богато и содержание од: патриотически-патриархальные рассуждения о мировом могуществе Рима (так называемые римские оды; изображение Рима как странствующего по буйному морю корабля и тому подобное) чередуются с личными темами (идиллические описания Сабинской виллы, мотивы любви, деревенской жизни, дружеской пирушки и т.п.). Гораций призывал обходиться малым, не гнаться за наслаждениями и получать удовольствие от каждого мгновения жизни; его принцип - «лови день» («carpe diem»), а идеал - гармоничное равновесие общественного и частного, жизнь без порождаемых неумеренностью и завистью страданий, «золотая середина», которую он пытался сам соблюдать в творчестве, отказавшись от выражения чрезмерных страстей и крайностей, всё более склоняясь к отстранённому тону, в том числе в комплиментарных описаниях императора Августа и военных подвигов его пасынков Тиберия и Друза в 4-й книге «Од».

Универсальная для мировой литературы тема статуса поэта и поэзии была инициирована самым прославленным стихотворением Горация - одой к Мельпомене, известной как «Памятник» («Exegi monumentum»; русский перевод и переложения М. В. Ломоносова, 1747; Г. Р. Державина, 1796; А.С. Пушкина, 1836; А. А. Фета, 1854; В. Я. Брюсова, 1918, и др.), в которой провозглашена идея неподвластного времени поэтического творчества, дарующего бессмертие своему творцу. Рассуждения о поэзии стали главной темой 2-й книги «Посланий»; особую популярность снискало 3-е письмо Горация, озаглавленное «К Пизонам» («Ad Pisones», другое название «Наука поэзии», «Ars poetica», известен перевод А. А. Фета, опубликован в 1883), в котором Гораций, продолжив традиции поэтики Аристотеля, развил концепцию искусства как ремесла, виртуозной обработки формы, став самым ярким теоретиком римского классицизма.

Влияние Горация на мировую литературу огромно: ещё в период античности его наследие изучали в школах, ему подражали сатирики Персий и Ювенал, Светоний Транквилл составил его жизнеописание, Порфирий написал один из первых комментариев к его трудам. В средние века Гораций высоко ценился как морализатор (дошло около 250 манускриптов с произведениями Горация, датируемых 8-11 веками), Данте в своей «Божественной комедии» поместил «сатирика Горация» в Лимбе рядом с Гомером. Лирика эпохи Возрождения насыщена мотивами и прямыми отсылками к творчеству Горация (Ф. Петрарка, Л. Ариосто, П. Ронсар, Ж. дю Белле и др.); Горация часто цитировали М. Монтень, Эразм Роттердамский; с 16 века в европейских школах существовала практика хорового исполнения его од; моральные установки активно проповедовались иезуитами. Эстетические принципы Горация были развиты поэтами «Плеяды» (перевод «Науки поэзии» на французский язык был выполнен Ж. Пелетье дю Мансом, 1545) и классицистами 16-18 века: трактаты М. Дж. Виды, М. Опица, Б. Джонсона, Н. Буало, А. Попа; рассуждения о трагедии и комедии П. Корнеля, Ж. Расина и др. Ряд известных басен Ж. де Лафонтена были инспирированы сюжетами из Горация, заметно его влияние на развитие сатиры в 17-18 веках (Н. Буало, Дж. Драйден, Д. Свифт и др.). Горацианские мотивы встречаются у Мольера, Ф. Фенелона, Вольтера, Д. Дидро, А. Шенье, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, В. Гюго, Дж. Байрона, Ш. Леконта де Лиля, Ж. М. де Эредиа и др., у многих русских поэтов.

Соч.: Полн. собр. соч. М.; Л., 1936; Собр. сочинение СПб., 1993; Opera. Monachii; Lipsiae, 2001; Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. - Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. Наука поэзии. М., 2005.

Лит.: Bonfante G. La lingua parlata in Orazio. Venosa, 1994; Lyne R. О.А. М. Horace: behind the public poetry. New Haven; L., 1995; Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк: поэзия и время. Саратов, 1996; Oliensis Е. Horace and the rhetoric of authority. Camb., 1998; Гаспаров М.Л. Гораций, или Золото середины // Гаспаров М. Л. Об античной поэзии. М., 2000; Морева Вулих Н. В. Римский классицизм. Творчество Вергилия, лирика Горация. СПб., 2000; Citti F. Studi oraziani: tematica е intertestualità. Bologna, 2000; Cucchiarelli А. La satira е il poeta: Orazio tra Epodi е Sermones. Pisa, 2001; Maurach G. Horaz: Werk und Leben. Hdlb., 2001 ; McNeill R. L. В. Horace: image, identity and audience. Balt., 2001; Patier Х. Horace à la campagne. Р., 2003; Hills Р.D. Horace. L., 2005.

А. В. Голубков, Т. Ф. Теперик.