Горки Аршил
ГОРКИ (Gorky) Аршил (настоящая имя и фамилия Возданиг Адоян) (15.4.1904, Дзов, Турецкая Армения - 21.7.1948, Шерман, штат Коннектикут), американский живописец и график. Эмигрировал из Армении в США в 1920 году, с 1925 жил в Нью-Йорке, где учился в Центральной школе искусства (позднее преподавал там же). Творчество Горки эволюционировало от увлечения импрессионизмом и П. Сезанном к динамичным живописным композициям с жёсткими линейными контурами, где заметно влияние П. Пикассо («Художник с матерью», 1926-36, Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк). В 1935-38 годах создал первую в США абстрактную стенную роспись, посвящённую авиации (для аэропорта в Ньюарке, штат Нью-Джерси). Важную роль для Горки сыграла встреча с А. Бретоном (1944): позднее творчество художника своеобразно сочетает фигуративизм, приёмы автоматического письма и сюрреализма. Один из крупнейших представителей абстрактного экспрессионизма («Печень и гребешок петуха», 1944, галерея Олбрайт-Нокс, Буффало; «Вода цветущей мельницы», 1944, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В его последних работах нарастает ощущение тревоги («Агония», 1947, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1946 году пожар в мастерской Горки уничтожил многие его картины; в следующем году художник серьёзно заболел; покончил жизнь самоубийством.
А. Горки. «Водопад». 1943. Галерея Тейт (Лондон).
Лит.: Levy J. А. Gorky. N. Y., 1966; Seitz W. С. А. Gorky: paintings, drawings, studies. N.Y., 1972; Rand Н. А. Gorky: the implications of symbols. Berk.; Oxf., 1991.