Горочная автоматика

ГОРОЧНАЯ АВТОМАТИКА, комплекс автоматизированных систем и технических средств, обеспечивающих работу сортировочных горок на железнодорожных станциях при организации технологического процесса расформирования - формирования поездов. Автоматизированные сортировочные горки представляют собой возвышенный участок станции с разветвляющимся парком путей, который оборудуется светофорной сигнализацией, радиосвязью и др. На крупных горках применяется комплексная система автоматизированного управления сортировочным процессом (КСАУ СП), которая обеспечивает управление горочными стрелками, сигналами, вагонными замедлителями, маневровыми локомотивами, указателями числа вагонов и компрессорными установками. Система состоит из подсистем: горочной автоматической локомотивной сигнализации с передачей информации по радиоканалу (ГАЛС Р); горочной автоматической централизации по маршрутам и направлениям (ГАЦ МН) и устройства управления прицельным торможением (УУПТ). ГАЛС Р выполняет функцию телеуправления горочным локомотивом для формирования маршрутов и движения маневровых локомотивов при автоматическом сохранении скорости роспуска состава. ГАЦ МН обеспечивает перевод стрелок в автоматическом режиме; контроль правильности формирования маршрута и длины каждого отцепа; считает число вагонов; определяет в составе место неправильного расцепа и др. Горочное программно-задающее устройство (ГПЗУ) регулирует необходимые интервалы между скатываниями отцепов, задание тормозных позиций и др. Автоматическую регулировку скорости скатывания и прицельное торможение отцепов, точную остановку отцепленного вагона при его спуске осуществляет УУПТ. Правильность функционирования всех систем непрерывно отслеживается, регистрируется и архивируется контрольно-диагностическим комплексом системы управления (КДК СУ), причём любая интересующая ситуация воспроизводится на мониторе с необходимыми параметрами. Устройства могут работать автономно или в комплексе с другими системами АСУ железнодорожной станции. Программные и технические возможности системы допускают формирование до 128 маршрутов следования отцепов. Системы горочной автоматики обеспечивают малолюдную и безбумажную технологию работ на сортировочных горках. Благодаря применению горочной автоматики исключается применение тяжёлого и опасного труда, значительно повышается скорость формирования составов и пропускная способность сортировочной станции.

Реклама

Лит.: Большая энциклопедия транспорта. М., 2005.Т. 4: Железнодорожный транспорт; Шелухин В. И. Автоматизация и механизация сортировочных горок. М., 2005.

В. Г. Шубко, В. И. Шелухин.