Гостеприимство

ГОСТЕПРИИМСТВО, в традиционных обществах социальный институт, обязывающий оказывать чужаку торжественный приём и защиту. Сформировался в позднепервобытную эпоху как перенесение на иноплеменников обычая взаимопомощи. Имел как социальные (необходимость обеспечения взаимной безопасности при учащении межобщинных контактов и конфликтов), так и религиозные корни (отношение к чужаку как к сакральному существу - одновременно враждебному и приносящему блага; соответственно сверхъестественные существа представлялись в виде гостей; путешественникам, странникам, как и другим маргинальным персонажам, часто отводилась в обществе особая культовая роль и так далее). Обряды гостеприимства регулировали поведение как самого гостя (он обязан был, входя в дом, произносить благопожелания, принимать без возражений угощение и оказываемые ему услуги и т.п.), так и хозяина и членов его семьи (обязанность с почётом встречать гостя, заботиться о нём самом, его коне и поклаже, принуждать его к угощению, дарить ему любую понравившуюся вещь и тому подобное). Наиболее развит этикет гостеприимства в обществах с развитой обычно-правовой системой, особенно у горцев и кочевников-скотоводов. Отношения гостеприимства на Кавказе считались более важными, чем требования кровной мести (предписывалось оказывать гостеприимство своему кровнику). На Кавказе гостеприимство было близко к институту куначества (различие в том, что гостеприимство оказывается любому человеку и единовременно, куначество же проявляется в гостеприимстве по отношению к знакомому и постоянно). В древности и в Средневековье гостеприимство часто принимало формы международно-правового института защиты чужаков - торговцев, послов и др. (древнегреческая проксения), а также превращалось в форму повинности нижестоящих содержать определённое время вышестоящих и их гостей. Значение гостеприимства для торговли отражено в синонимичности древнерусского «гость» и «купец» (смотри Гости). Ритуалы гостеприимства отразились в календарной (например, полазник - первый гость в году у южных славян), свадебной (сваты как гости в доме невесты, невеста как гость в доме жениха), погребально-поминальной (отношение к покойнику и душам умерших как к гостям) и другие обрядности; на символике гостеприимства построены так называемые обходные обряды.

Реклама

Лит.: Бгажноков Б. Х., Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета: Этнографический очерк. Л., 1990.

В. А. Попов.