Государственный контроль
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ в России и СССР в 19-20 веках, центральные государственные учреждения, осуществлявшие финансовый и хозяйственный контроль и надзор за законным исполнением постановлений центральной власти. Первый единый орган государственного контроля в России создан в 1811 году, существовал на правах министерства, до 1836/37 назывался Главным управлением ревизии государственных счетов, затем - государственным контролем. Возглавлялся государственным контролёром (должность учреждена в 1810). Первоначально государственный контроль осуществлял только последующий контроль (ревизия финансовой отчётности) в форме проверки систематизированных («генеральных ») отчётов (до 1822 - с выборочной проверкой по подлинным документам) государственных и общественных учреждений о полученных ими доходах и произведённых расходах. До создания в 1865-68 годах в губерниях и областях местных органов государственного контроля (контрольных палат) отчёты о движении капиталов местных государственных и общественных учреждений государственный контроль получал от счётных экспедиций (с 1831 года контрольных отделений) казённых палат. Государственный контроль создавал также временные местные органы для контроля за строительством железных дорог, портовых и оборонительных сооружений и т. д. В 1839 году государственный контроль стал осуществлять фактический контроль (проверка на месте хода строительных работ, сохранности материальных ценностей и пр.) учреждений некоторых министерств. В ходе финансовых реформ 1862-68 годов полномочия государственного контроля расширены: он стал проводить последующий контроль по подлинным финансовым документам, осуществлять предварительный контроль (делать заключения о целесообразности, обоснованности и законности предназначавшихся к исполнению финансовых смет, хозяйственных операций и т. д.) центральных государственных учреждений и их требований предоставить сверхсметные кредиты. Государственный контроль стал осуществлять фактический контроль хозяйственных учреждений армии во время войны (с 1877), заводов и мастерских Морского министерства и Санкт-Петербургского порта (с 1887), строительства военных портов (с 1890), деятельности казённых горных заводов (с 1905). Предварительный и фактический контроль государственный контроль осуществлял: за сооружением (с 1881) и эксплуатацией (с 1883) казённых железных дорог; строительством оборонительных сооружений (с 1882/83) и казарм (с 1883); возведением коммерческих портов, действиями Министерства путей сообщения по управлению внутренними водными путями сообщения и шоссейными дорогами (с 1884); реализацией винной монополии (с 1900); правительственными мероприятиями по переселению крестьян (с 1907). Государственный контроль осуществлял также контрольный надзор над строительством отдельных частных железных дорог (1882-95), оборотами отдельных частных железнодорожных обществ (1884-1900), строительными операциями частных железнодорожных обществ, проводившимися за счёт гарантированных правительством капиталов (с 1901). В 1866-1917 годах государственный контроль составлял ежегодные отчёты по исполнению росписи государственных доходов и расходов.
Реклама
Из ведения государственного контроля был изъят ряд государственных учреждений, среди них: Ведомство учреждений императрицы Марии и подчинённые ему заведения, Кабинет Его Императорского Величества (1811-1917); государственные кредитные учреждения (1811-94); Департамент уделов (1821-26) и Министерство императорского двора и уделов (1827-1917); Пажеский корпус (1824-59); Академия Художеств (1829-1859); Капитул российских орденов (1842-59); органы самоуправления, 1-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1859-1917). Кроме того, из ведения государственного контроля изъяты: суммы, отпускавшиеся на «известное Его Императорского Величества употребление»; кредитные суммы Особенной канцелярии министра финансов по кредитной части (1830-1910); расходы из капиталов Опекунских советов, некоторые сборы, доходы и расходы Синода (1859-1917).
Сразу после Февральской революции 1917 года ведению государственного контроля были подчинены все операции бывшего Кабинета Его Императорского Величества, государственный контролёр получил право устанавливать постоянный предварительный и фактический контроль по собственному усмотрению; в июне 1917 года отменены все установленные ранее изъятия из ведения государственного контроля.
После Октябрьской революции 1917 года на основе государственного контроля постепенно сложилась система новых органов государственного контроля. Первоначально функции государственного контроля должна была исполнять специальная коллегия ВЦИК во главе с народным комиссаром по государственному контролю. Декретом СНК от 18(31).1.1918 образованы Центральная контрольная коллегия при ВЦИК, учётно-контрольные коллегии при местных советах и контрольные комиссии в учреждениях и на предприятиях (действовали до 11 июля). 9 мая вместо них создан Наркомат государственного контроля (НК ГК). Права и обязанности органов государственного контроля регламентировались Правилами о предварительной и фактической ревизии, утверждёнными СНК 26.11.1918.
Декретом ВЦИК и СНК от 9.4.1919 в ведение НК ГК переданы все контрольно-ревизионные учреждения и структуры ведомств, организаций и предприятий; функции предварительного и фактического контроля дополнены системой административных функций - органам государственного контроля вменено в обязанность обследовать и пересматривать штаты государственных учреждений, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество. К традиционным формам проведения проверок добавились так называемые летучие ревизии (охватывали все аспекты деятельности объекта ревизии, предполагали немедленное принятие мер по устранению недостатков и злоупотреблений - увольнения, передача дел в чрезвычайные комиссии и военно-революционные трибуналы). К осуществлению контроля стали привлекать рабочих и крестьян в качестве временных и постоянных работников, а также понятых из трудящегося населения.
При государственном контроле, а также при наркоматах и исполкомах создавались бюро приёма жалоб и заявлений от граждан (за 6 месяцев в бюро поступило 20 тысяч жалоб, в основном на незаконно проведённые реквизиции, конфискации и аресты).
Положением ВЦИК от 7.2.1920 НК ГК РСФСР преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) РСФСР для осуществления контроля над всеми государственными и общественными организациями в области финансовой, административной и хозяйственной деятельности. К участию в государственном контроле привлекались лица, преимущественно члены РКП(б), имевшие избирательное право (кроме занимавших должность), то есть рабочие и красногвардейцы, часть крестьян. Их число не ограничивалось, состав привлечённых членов государственного контроля должен был быть текучим, с тем чтобы все работники постепенно прошли школу государственного управления. Выборы в члены РКИ осуществлялись на фабриках, заводах, предприятиях, сельских и волостных собраниях избирателей и на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях. На местах создавались ячейки содействия РКИ. Все существовавшие рабочие инспекции вошли в состав РКИ.
В июле 1923 НК РКИ был объединён с партийным контрольным органом - Центральной контрольной комиссией РКГКб) (ЦКК) и образован НК РКИ СССР (руководящие работники Наркомата одновременно являлись членами ЦКК, принципиальное руководство сохранялось за ней). Одноименные наркоматы на тех же началах создавались в союзных республиках.
Основными в работе НК РКИ стали административный контроль за выполнением первого 5-летнего плана (1928/29-1932/33), а также чистки советских учреждений (одна из наиболее крупных проведена в рамках «Академического дела»). Значительная часть финансового контроля с начала 1920-х годов перешла к контрольным органам Наркомата финансов. Укрепление тоталитарной формы правления в начале 1930-х годов привело к ликвидации НК РКИ (11.2.1934), его аппарат передан образованным комиссиям - советского контроля при СНК СССР (КСК) и партийного контроля при ЦК ВКП(б). По словам И. В. Сталина, нужна была «не инспекция, а проверка исполнения решений центра». КСК реорганизована 6.10.1940 в Наркомат (с 15.3.1946 Министерство) государственного контроля СССР.
В условиях надвигавшейся войны Наркомат вновь стал осуществлять контроль за учётом и расходованием средств и материальных ценностей, находившихся в распоряжении государственных, военных, кооперативных и общественных организаций и учреждений, получил право взыскивать денежные штрафы и привлекать должностных лиц к судебной ответственности.
В ходе реформ середины 1950-х - начала 1960-х годов вместо Министерства государственного контроля при СМ СССР создана первоначально Комиссия советского контроля (1957-61), затем Комиссия государственного контроля (1961-62). В 1962-65 годах функции государственного контроля осуществлял Комитет партийно-государственного контроля (КПГК) при ЦК КПСС и СМ СССР, с 1965 – Комитет народного контроля (КНК) при СМ СССР. С принятием Конституции СССР 1977 и Закона СССР «О народном контроле» от 30.11.1979 КНК перешёл в двойное подчинение - ВС и СМ СССР. Рыночные реформы 2-й половины 1980-х - начала 1990-х годов привели к перестройке системы государственного контроля. КНК СССР 26.12.1990 преобразован в Контрольную палату СССР (КП СССР) - высший орган финансово-экономического контроля при ВС СССР. В связи с прекращением существования СССР КП была ликвидирована (Постановление Президиума ВС Российской Федерации от 3.2.1992).
В Российской Федерации функции финансового контроля выполняет Счётная палата.
Лит.: Государственный контроль. 1811-1911. СПб., 1911; Кремяновский М. Государственный контроль в России за 100 лет // Вестник Европы. 1915. № 7-8; Коняев А. Финансовый контроль в дореволюционной России. М., 1959; Лихачев М. Т. О структуре финансово-контрольного аппарата России накануне Октября по архивным источникам (февраль - октябрь 1917 г.) // Актуальные проблемы архивоведения и источниковедения. М., 1983. Ч. 2.
Н. М. Корнева (государственный контроль до 1918).