Гоцци Карло

Гоцци (Gozzi) КарлоГОЦЦИ (Gozzi) Карло (13.12.1720, Венеция - 4.4.1806, там же), итальянский драматург. Брат Г. Гоцци. Систематического образования не получил. Литературным творчеством занимался с середины 1730-х годов. С 1744 года полностью посвятил себя литературе и театру.

С 1750-х годов вступил в длительную полемику с просветительским театром своего времени: сатирическая поэма «Улов влияний за 1756 високосный год» («La Tartana degli influssi per l’anno bisestile 1756», 1757) и др. Резко осуждая реформаторов итальянской комедии (прежде всего К. Гольдони) за прямолинейный рационализм и приземлённость сюжетов, Гоцци обратился к традиции комедии дель арте и использовал её в десяти фьябах (итальянский fiaba - сказка) - театрализованных волшебных сказках, продолжающих традицию барочной трагикомедии: «Любовь к трём апельсинам» («L’Amore delle tre melarance», 1761), «Ворон» («Il corvo», 1761) - обе пьесы основаны на сюжетах из «Пентамерона» Дж. Базиле ; «Король-олень» («Il re cervo», 1762), «Турандот» («Turandot», 1762), «Женщина-змея» («La donna serpente», 1762), «Зобеида» («Zobeide», 1763), «Синее чудовище» («Il mostro turchino», 1764),«Счастливые нищие» («I Pitocchi fortunati», 1764), «Дзеим, царь джиннов...» («Zeim, re dei Genii...», 1765). Наиболее значительная из фьяб - «Зелёная птичка» («L’Augellino belverde», 1765),продолжающая в сюжетном плане «Любовь к трём апельсинам». Во фьябах элементы антипросветительской пародии сочетаются с яркими сценическими эффектами, чудесными превращениями и экзотическими приключениями, буффонадой в духе площадного театра; как и в народной сказке, в борьбе добра со злом неизменно побеждают благородство чувств, любовь, ум, нравственная стойкость и справедливость. По духу фьябы соответствуют гуманным идеям Просвещения, с которым Гоцци яростно полемизировал. Приверженность жанровой традиции комедии масок сочеталась у Гоцци с трансформацией её эстетики: из большинства фьяб была изгнана свободная актёрская импровизация; высокий, несколько архаизированный поэтический стиль сочетался с шутливыми диалогами на венецианском диалекте.

Реклама

Фьябы обеспечили Гоцци уверенную победу в соперничестве с К. Гольдони, но их популярность в Италии длилась недолго. В 19 веке немецкие (А. Шлегель, Л. Тик, Э.Т. А. Гофман) и французские (Ж. де Сталь, Ш. Нодье) романтики, а в России - А. Н. Островский оценили их яркую театральность. В 20 веке к фьябам Гоцци обращались режиссёры В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, С. В. Образцов, композитор С. С. Прокофьев.

Кроме фьяб, Гоцци написал ещё 23 пьесы, в том числе трагикомедии в духе испанской «комедии плаща и шпаги»: «Женщина истинно любящая» («La Donna innamorata da vero», 1771; пьесу в 1870-х годах начал переводить А. Н. Островский), «Принцесса-философ, или Противоядие» («La principessa filosofo ossia il contravveleno», 1772), «Любовное зелье» («Le droghe d’amore», 1776) и др. С распадом в 1782 году труппы А. Сакки, много лет ставившей преимущественно пьесы Гоцци, он перестал писать для сцены и трудился над изданием своих произведений. Среди других сочинений: ироикомическая поэма «Причудница Марфиза» («La Marfisa bizzarra», 1761-68, опубликована в 1772), высмеивавшая нравы и вкусы дворянства; обширная автобиография «Бесполезные мемуары» («Memorie inutil i », 1797), запечатлевшая быт и нравы Венеции конце 18 века.

Соч.: Сказки для театра. М., 1956; Opere. Mil., 1962; Novelle. Venezia, 2001; Lettere. Venezia, 2004.

Лит.: Bosisio Р. С. Gozzi е Goldoni. Firenze, 1979; Beniscelli А. La finzione del fiabesco. Studi sul teatro di С. Gozzi. Genova, 1986; Sahna Borello R. Le fate а teatro: le fiabe di С. Gozzi tra allegoria е parodia. Roma, 1996; Sanguinetti Е. L’amore delle tre melarance: un travestimento fiabesco е gozziano. Genova, 2001.

Е. Ю. Сапрыкина.