Грабарь Игорь Эммануилович
ГРАБАРЬ (до 1893 Грабарь-Храбров) Игорь Эммануилович (25.3.1871, Будапешт - 16.5.1960, Москва), российский историк искусства, реставратор, музейный деятель, живописец, народный художник СССР (1956). Действительный член петербургской Академии Художеств (1913), Академии Наук СССР (1943) и Академии Художеств СССР (1947). Брат В. Э. Грабаря. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1893), одновременно брал уроки живописи у П. П. Чистякова, затем учился в петербургской Академии Художеств (1894-96) у И. Е. Репина, В. Е. Савинского и др., в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896-98; преподавал там же до 1901); прослушал также курс Архитектурного политехникума в Мюнхене. Неоднократно посещал страны Европы (1895-1900), а также Турцию (1909), Египет (1914) и США (1924). Жил в Санкт-Петербурге и Москве (с 1903). Член «Мира искусства» (с 1901), Союза русских художников (с 1904), член-учредитель Общества московских художников (1927-32, первый председатель правления), Объединения (Общества) художников имени И. Е. Репина (1924-29). В 1913-17 годах возглавлял попечительский совет Третьяковской галереи; осуществил перестройку экспозиции и издал в 1917 году каталог собрания (директор ГТГ в 1918-25).
Реклама
После 1917 года Грабарь стал, наряду с А. В. Луначарским, одним из главных идеологов государственной политики в области культурного строительства. В 1918-27 годах работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Основоположник научной реставрации памятников искусства; в 1918 году организовал в Москве Центральные реставрационные мастерские (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря; до 1931 года директор, в 1944-60 научный руководитель). Под руководством Грабаря осуществлялись расчистка и реставрация памятников древнерусского искусства 11-15 века, в том числе росписей и некоторых икон Андрея Рублёва. Вёл курс реставрации в 1-м МГУ (1920-27; профессор с 1921), преподавал в МХИ (1937-42; директор), ИЖСА (1943-46; директор). Основатель и директор (1944-60) Института истории искусств Академии Наук СССР (ныне Институт искусствознания РАН).
С конца 1890-х годов Грабарь выступал с художественно-критическими статьями в журналах «Мир искусства», «Старые годы» и др. Автор книг о И. И. Левитане (1913, совместно с С. С. Глаголем) и В. А. Серове (1914); в 1909-16 годах издал первую «Историю русского искусства» в 6 томах (редактор и автор ряда разделов), для работы над которой привлёк А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангеля, П. П. Муратова и др. В советское время опубликовал монографию о И. Е. Репине (1937, Государственная премия СССР, 1941) и множество статей о творчестве русских художников (Феофана Грека, Андрея Рублёва, В. И. Баженова, И. П. Зарудного), по вопросам реставрации и охраны памятников искусства и др. Инициатор издания новой «Истории русского искусства» (т. 1-13, 1953-69, главный редактор до 1960 и автор разделов). В научных исследованиях Грабарь был эмпириком-позитивистом, отвергающим теоретизирование; главное для него - систематизация фактов.
Как художник начинал с рисунков для журналов «Шут» и «Стрекоза» (1890-1891), иллюстрировал повести Н. В. Гоголя («Сорочинская ярмарка», изд. в 1894; «Шинель», изд. в 1895, и др.), в 1905-06 годах принимал участие в издании сатирических журналов «Адская почта» и «Жупел». В ранних пейзажах («Крыша со снегом», 1889, ГТГ) и портретах («Няня с ребёнком», 1892, там же) уже определился натурный метод Грабаря, круг тем и мотивов его творчества. В 1901-1908 годах писал мажорные поэтичные пейзажи («Февральская лазурь», 1904, ГТГ) и натюрморты («Голубая скатерть», 1907, ГРМ), используя приёмы импрессионизма и пуантилизма; в них заметно влияние немецкого югендстиля. Иногда Грабарь включал портрет в натюрморт, пейзаж или интерьер («Утренний чай», 1904, Национальная галерея современного искусства, Рим; «За самоваром», 1905, ГТГ). В 1909-14 годах по проекту Грабаря был построен комплекс так называемой Захарьинской больницы в Химках, близ Москвы. После 1914 года вернулся к живописи; в его пейзажах и натюрмортах заметно усиление декоративности. С 1920-х годов в живописи Грабаря на смену импрессионистической этюдности приходит стремление к реалистической картине: пейзажи («На озере»,1926,ГРМ), историко-революционные полотна («В. И. Ленин у прямого провода», 1927-33, Музей современной истории России, Москва), портреты в репинской традиции, преимущественно деятелей науки и культуры (академики Н. Д. Зелинский, 1932, ГТГ, С. А. Чаплыгин, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»; В. И. Вернадский, 1935, РАН; «С. С. Прокофьев за работой над оперой "Война и мир"», 1941, ГТГ; автопортреты, 1934, 1939 и 1947, ГТГ; 1942, ГРМ). Награждён 2 орденами Ленина (1945 и 1946).
И. Э. Грабарь. «Хризантемы». 1905. Третьяковская галерея (Москва).
Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество. М., 1913 (совместно с С. С. Глаголем); Репин. М.; Л., 1937. Т. 1-2; Моя жизнь. Автомонография. М.; Л., 1937; В. А. Серов. М., 1965; О древнерусском искусстве. М., 1966; О русской архитектуре. Исследования. Охрана памятников. М., 1969; Письма. М., 1974-1983. Т. 1-3; Моя жизнь. Этюды о художниках. М., 2001.
Лит.: Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. М., [1964]; Азаркович В. Г., Егорова Н. В. И. Грабарь. Л., 1977; Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1979; Мамонтова Н. И. Грабарь. М., 2001.
А. М. Муратов.