Графический редактор

ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР, программа или комплекс программ, предназначенных для создания и редактирования графических изображений (чертежей, иллюстраций, фотоизображений и др.) на ЭВМ. Полученное изображение может быть выведено на экран компьютера или сопряжённого с ним устройства, сохранено в файле в каком-либо графическом формате (например, для дальнейшего редактирования), распечатано на принтере или другом устройстве вывода, а также экспортировано для использования в других программах. По типу редактируемых данных графические редакторы делят на двухмерные (плоские изображения) и трёхмерные (объёмные изображения). Набор инструментов графических редакторов двухмерных изображений обычно включает: различные виртуальные кисти, карандаши, распылители, ластики, ножницы, рамки; двухмерные примитивы (разнообразные линии, фигурные элементы и др.); средства создания текстовых строк; различные визуальные фильтры (туман, добавление или устранение царапин и др.); средства работы с несколькими слоями изображения одновременно, а также с выделенными частями рисунка (например, удаление, копирование, перенос, внесение в рисунок готовых изображений из библиотеки графических образов) и др. Большинство инструментов имеют дополнительные параметры или атрибуты (например, толщина и твёрдость кисти, тип и цвет линий, вид шрифта, степень прозрачности и др.), изменяя которые пользователь может добиваться различных визуальных эффектов.

Реклама

Двухмерные графические редакторы подразделяются на векторные (например, Corel Draw, Macromedia FLASH) и растровые (например, PhotoShop, Paint, GIMP). Векторные графические редакторы представляют рисунок в виде набора различных двухмерных графических примитивов (линии, прямоугольники, овалы и др.) с приписанными им свойствами (толщина линий, размер, цвет и др.). Например, чертежи, схемы, карты в векторном формате - набор цветных линий и закрашенных областей. Растровое изображение - это совокупность точек (каждая из которых имеет свой цвет), регулярно заполняющих некоторую область, воспринимаемых человеком на расстоянии как изображение (например, фотография, полученная цифровым фотоаппаратом, или отсканированный рисунок).

Трёхмерные графические редакторы (например, Maya, 3D-StudioMax) оперируют в виртуальном пространстве различными трёх и двухмерными геометрическми объектами, позволяя менять их расположение и форму. Как правило, сначала создаётся каркас рисунка из трёхмерных графических примитивов, затем трёхмерные объекты редактируются путём применения к ним набора готовых 3D-эффектов (изменение градиентных заливок, положения, интенсивности и цветовой гаммы, источника освещённости, перелистывание страниц и др.).

О. Н. Тарлапан.