Грановский Тимофей Николаевич

ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич [9(21).3.1813, Орёл - 4(16).10.1855, Москва], российский историк, общественный деятель, коллежский советник (1855). Дворянин. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1835). Затем служил секретарём Гидрографического департамента при Морском министерстве; сотрудничал в «Энциклопедическом лексиконе» А. А. Плюшара, журнале «Библиотека для чтения», «Журнале Министерства народного просвещения». По предложению попечителя Московского учебного округа С. Г. Строганова продолжил обучение в Берлинском университете (1836-39). Слушал лекции профессоров-гегельянцев: историка Л. фон Ранке, географа К. Риттера, юриста Ф. К. фон Савиньи и др. Высоко оценивал философию Г. В. Ф. Гегеля, но считал несправедливым его мнение о том, что «история никогда и никому не приносила практической пользы и ни один народ не воспользовался её уроками». В 1837 году в Берлине вокруг Грановского сложился дружеский кружок (Я. М. Неверов, Н. В. Станкевич, супруги Н. Г. и Е. П. Фроловы), в котором обсуждались вопросы государственного строя, экономики и народного быта Российской империи. Вернувшись в Россию, Грановский с сентября 1839 читал в Московском университете курс лекций по истории средних веков (фактически являлся первым русским медиевистом), древней истории и истории Нового времени. В это же время он сблизился с кружком друзей Станкевича (входили М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, В. П. Боткин и др.), который, объединившись с молодыми профессорами Московского университета П. Г. Редкиным и Д. Л. Крюковым, а также с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, стал с 1839 года центром московских западников. Экстраординарный (с 1845), ординарный (с 1849) профессор Московского университета, декан исторического факультета (1855).

Реклама

Грановский Тимофей Николаевич

Т. Н. Грановский. Портрет работы П. 3. Захарова. 1845.

Широкую известность приобрели публичные лекции Грановского по истории средних веков (1843-44), сравнительной истории Великобритании и Франции (1845-46), а также содержавшие «исторические характеристики» Александра Македонского, Тамерлана, Людовика IX и др. (1851). Лекции собирали полные аудитории и заканчивались овациями, что объяснялось не только мастерством изложения, но и оригинальной трактовкой исторического материала, сближавшей историю с современностью.

Взгляды Грановского основывались на идее единства исторического процесса, в основе которого - стремление всех народов к свободе, к «гармоничному обществу», сообразному с требованиями «нравственной, просвещённой, независимой от роковых решений личности». Движущей силой исторического процесса Грановский считал возникающие в обществе противоречия. Путь к их разрешению видел в нравственном совершенствовании личности и лишь в исключительных случаях - в насильственных действиях. Оппонентами Грановского выступили сторонники теории «официальной народности» и славянофилы. Те и другие критиковали его за приверженность гегелевской школе и за тенденцию ставить христианство в Западной Европе выше православия в России. Участвуя в спорах со славянофилами в московских салонах 1840-х годов, Грановский всегда отделял идейные разногласия от личных отношений: поддерживал дружеские связи с И. В. Киреевским, П. В. Киреевским, Д. А. Валуевым, К. С. Аксаковым, чем навлекал на себя неудовольствие «радикальных» западников (особенно М. А. Бакунина и В. Г. Белинского). Затрагивая в своих научных занятиях эпоху Великой Французской революции, Грановский отмечал, что её лозунг «Свобода, Равенство, Братство» - «высший идеал человечества». Такое представление определяло отрицательное отношение Грановского к крепостному праву и убеждение в необходимости его отмены.

После отъезда А. И. Герцена за границу (1847) Грановский встал во главе кружка московских западников. Его работы публиковали журналы «Отечественные записки» и «Современник». Дом Грановского был одним из центров общественной жизни Москвы конца 1840-х - начала 1850-х годов. Его идейное влияние сохранилось надолго: «Все мы, более или менее, - ученики Грановского», - признавал полвека спустя В. О. Ключевский.

Эволюция исторических взглядов Грановского нашла отражение в его речи «О современном состоянии и значении всеобщей истории» [произнесена на торжественном собрании Московского университета 12(24).1.1852], в которой ощутимо влияние идей позитивистов и знакомство Грановского с успехами естественных наук. Он подчёркивал важность «естествоведения в применении к истории», считал главным двигателем исторического процесса не «абсолютную идею» Гегеля, а факторы естественной необходимости, то есть географические, этнографические, антропологические и физиологические условия существования человека.

Соч.: Полн. собр. сочинение СПб., 1905. Т. 1-2; Лекции по истории позднего средневековья. М., 1971; Лекции по истории средневековья. М., 1987; «Рано или поздно действительность догонит мысль...» // Российский либерализм: Идеи и люди. М., 2004.

Лит.: Чешихин-Ветринский В. Е. Т. Н. Грановский и его время. Исторический очерк. 2-е изд. СПб., 1905; Асиновская С. А. Архив Грановского // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1959. Вып. 21; Offord D. Portraits of early Russian liberals. Camb.; N. Y., 1985; Roosevelt Р R. Apostle of Russian liberalism: Т. Granovsky. Newtonville, 1986; Каменский 3. А. Т. Н. Грановский. М., 1988; Левандовский А. А. Т. Н. Грановский в русском общественном движении. М., 1989; он же. Либерализм как свойство личности: (Образ Т. Н. Грановского в пореформенной публицистике) // Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999; Маслова Н. В., Агеева И. В. Русская история в научном наследии Т. Н. Грановского // Отечественная история. 1993. №4; Сидоркина М. А. Т. Н. Грановский и образование московского кружка западников // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1995. №1; Грановский Т. Н. Библиография (1828-1967). М., 1969.

Д. И. Олейников.