Гребное колесо

ГРЕБНОЕ КОЛЕСО, судовой движитель, представляющий собой цилиндрическую конструкцию с поперечной осью вращения, по окружности которой закреплены прямоугольные лопасти. Судно приводится в движение упором периодически входящих в воду лопастей. Различают гребные колеса с неподвижными и с поворотными лопастями. Гребные колеса с поворотными лопастями имеют больший кпд благодаря обеспечению безударного входа лопасти в воду. Гребные колеса устанавливают по бортам (в средней части судна) или позади судна (за кормой). Преимущественное применение имеют бортовые колёса. Недостатком гребных колес является снижение эффективности работы при изменении глубины погружения (например, при качке или вследствие изменения осадки судна). Гребные колеса с мускульным движителем - древнейший движитель, применявшийся ещё до нашей эры. Известно использование гребных колес римлянами на судах, перевозивших войска на Сицилию. В Древнем Китае гребные колеса устанавливались на джонках для плавания по реке Янцзы. Широкое применение гребные колеса получили в начале 19 века на речных и морских судах с паровыми машинами. Первым колёсным судном, совершавшим регулярные рейсы, был пароход «Клермонт» (США, 1807). К началу 20 века, после замены паровой машины двигателем внутреннего сгорания, гребные колеса были почти полностью вытеснены гребными винтами. Тем не менее, для речных судов, эксплуатирующихся на ограниченных глубинах, гребные колеса являются наиболее эффективными движителями.

В. С. Амелин.