Гребной флот

ГРЕБНОЙ ФЛОТ, флот, состоявший из кораблей, основными движителями которых являлись вёсла. Гребной флот возник в глубокой древности, просуществовал около 3 тысяч лет. Гребные суда древних государств (Древний Египет, Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим) имели один ряд вёсел (униремы), 2 ряда (биремы), 3 ряда (триремы, или триеры) и так далее. Позднее на них появился простейший прямоугольный парус, используемый лишь при попутном ветре. При отсутствии средств навигации в открытом море переходы гребного флота осуществлялись в пределах видимости берегов. Первоначально он использовался для перевозки войск и транспортировки грузов. Боевые корабли Древней Греции 50-вёсельные пентеконтеры (12-6 века до нашей эры) имели 3-метровый бронированный таран в носовой части, а на площадках носовой и кормовой мачт размещались воины, вооружённые пращами и луками. Основным способом ведения боя гребного флота был таран с последующим абордажем. К 5 веку до нашей эры на кораблях гребного флота появились абордажные вороны (специальный перекидной мостик с крюком на конце, которым цеплялись за борт или палубу корабля), гарпы [тяжёлый гарпун с крюком, выстреливаемый метательной машиной (баллистой или катапультой)], а с 7 века нашей эры метательное оружие стало использоваться для поджога кораблей противника греческим огнём. Повышение скорости кораблей гребного флота за счёт увеличения числа вёсел и гребцов приводило к росту размеров кораблей и уменьшению их манёвренности. В 1 веке до нашей эры римляне создали новый тип боевых судов (либурны) водоизмещением до 80 тонн, которые имели палубу, 30 пар вёсел, расположенных в 1-2 ряда, в носовой части и на корме башни, предназначенные для воинов; эти суда оснащались 3 мачтами с парусами, которые убирались перед боем. Они обладали хорошими мореходными качествами и прекрасной манёвренностью. В 7 веке венецианцы создали усовершенствованный тип гребного судна - галеру, а гребной флот получил название «галерный флот». Численный состав гребного флота некоторых средиземноморских государств достигал 1 тысячи кораблей и более. Последнее крупное сражение гребного флота в Западной Европе произошло в 1571 году при Лепанто, когда испанско-венецианский флот (командующий - Хуан Австрийский; 250 кораблей) разгромил турецкий флот (Али-паша Муэдин-заде; 275 кораблей). С переходом большинства стран к парусному флоту (16 – середина 17 века) гребной флот сохранился в отдельных странах (например, в России, Швеции) и использовался для действий в прибрежных районах.

Реклама

ГРЕБНОЙ ФЛОТВ России гребной флот (как часть регулярного ВМФ) был создан Петром I в конце 17 - начале 18 века. Российский гребной флот принимал участие в боевых действиях при Азове (1696), в Северной войне 1700-21. В отдельные периоды этой войны в составе российского гребного флота имелось свыше 200 кораблей (галер, скампавей и различных мелких судов). Они оснащались артиллерией, а также брали на борт абордажные партии и десантные войска (общей численностью до 26 тысяч человек). Со 2-й половины 18 века гребные корабли в российском ВМФ стали заменяться парусными, имевшими более сильное артиллерийское вооружение, лучшую мореходность и меньший экипаж. Последний раз гребной флот России участвовал в русско-турецкой войне 1828-29, в ходе которой 28.5(9.6).1828 в Мачинском рукаве реки Дунай был уничтожен турецкий гребной флот. Гребные корабли в качестве учебных имелись в военных флотах Швеции, Норвегии и других государств до 1870-х годов.

Лит.: Веселаго Ф. Ф. Краткая история русского флота. 2-е изд. М.; Л., 1939; Белавенец П. И. Материалы по истории русского флота. М.; Л., 1940.