Грэхем Марта
ГРЭХЕМ, Грэм (Graham) Марта (11.5.1894, Аллегейни, штат Пенсильвания - 1.4.1991, Нью-Йорк), американская танцовщица, хореограф, педагог. С 1916 года училась в школе Р. Сент-Денис и Т. Шоуна «Денишоун» (Лос-Анджелес), затем танцевала в одноимённой труппе: участвовала в стилизованных ориентальных постановках Сент-Денис, исполняла ведущие партии в балетах Шоуна («Ксочитль» на музыку Х. Груна, «Малагуэнья» на традиционную музыку, и др.). В 1923-25 танцевала в бродвейском ревю «Гринвич виллидж фоллис». В 1926 основала собственную труппу и гастролировала с ней во многих странах мира. Поставила танцы, которые исполнила в 1926 в Нью-Йорке в сольном концерте («Лунный свет» на музыку К. Дебюсси). Стремясь выразить в пластике идеи, близкие современным американцам, обратилась к стилистике танца модерн, войдя в число виднейших его представителей. Формирование самобытного стиля Грэхем ознаменовали её постановки «Еретик», «Видение Апокалипсиса», «Четыре неискренности» (все 1929). В основе её хореографии - механизм напряжения-расслабления, причём движения и жесты призваны непосредственно выражать эмоцию, но не житейски достоверную, а укрупнённую, гиперболизированную; её пластика во многом заимствована у немецких экспрессионистов. Грэхем проявляла глубокий интерес к изучению национальной культуры Америки. С индейской тематикой связаны балеты «Первобытные мистерии» (1931)и «Кающийся» (1940) Л. Хорста. Образы и традиции первооткрывателей Северной Америки отражали постановки «Американские провинциалы» (1934) и «Граница» (1935) Хорста, «Весна в Аппалачских горах» А. Копленда (1944) и др. На основе стихов Э. Дикинсон Грэхем поставила «Письмо миру» Х. Джонсона (1940). Рассказывая о ненависти, страхе, жажде мести, о взаимоотношениях полов, стремясь проникнуть в сферы подсознательного, Грэхем пользовалась пластическими аллегориями и метафорами, иногда отталкивалась от образов античной и библейской мифологии: «Пещера сердца» С. Барбера (1946), «С вестью в лабиринт» Дж. К. Менотти (1947), «Ночное путешествие» (1947) и «Юдифь» (1950) У. Х. Шумена, «Клитемнестра» Х. Эль-Дабха (1958), «Федра» Р. Старера (1962).
Реклама
Грэхем заказывала музыку крупным американским композиторам, в том числе Хорсту, который оказал существенное влияние на её творчество. Ввела многие новшества в оформление танцевальных представлений: двигающиеся декорации, длинную, свободную, тёмную одежду, заменившую традиционные костюмы; исключила пуанты (артисты Грэхем всегда танцевали босиком). Постоянным сотрудником Грэхем был художник И. Ногучи, создавший условную сценографию, точно выражавшую содержание её постановок. До 1969 года выступала как танцовщица, до 1990 как хореограф. Всего Грэхем создала свыше 180 постановок. Разработанную Грэхем технику танца преподают в созданной ею в 1927 в Нью-Йорке школе, ставшей крупнейшим центром танца модерн. Искусство Грэхем оказало определяющее влияние на современный балетный театр, во многом сформировав его стиль и особенности техники.
Соч.: The notebooks. N. Y., 1973; Blood memory. N. Y., 1991.
Лит.: McDonach D. М. Graham. А biography. N. Y., 1975; Terry W. Frontiers of dance: the life of М. Graham. N. Y., 1975; Mille de А. Martha: the life and work of М. Graham. L., 1992; Tracy R. Goddess: М. Graham’s dancers remember. N. Y., 1997; Суриц Е. Я. Балет и танец в Америке. Екатеринбург, 2004.
Е. Я. Суриц, Г. А. Комаров.