Гриффит Дейвид Уорк

Гриффит (Griffith) Дейвид УоркГРИФФИТ (Griffith) Дейвид Уорк (22.1.1875, Ла-Грейндж, по другим сведениям, Флойдс-Форк, штат Кентукки - 23.7.1948, Голливуд), американский кинорежиссёр, сценарист. В кино с 1907 (на киностудиях «Edison» и «Biograph»). В ранний период творчества поставил несколько сотен короткометражных фильмов (драмы, комедии, исторические фильмы, экранизации). Работал в Голливуде (кинокомпания «Mutual»), в 1915 вместе с Т. Х. Иксом и М. Сеннеттом возглавил фирму «Triangle» (здесь под руководством Гриффита было поставлено около 40 фильмов). С 1919 начал выпускать фильмы как независимый продюсер для фирмы «United artists» (организованной Гриффитом совместно с Д. Фэрбенксом, М. Пикфорд и Ч. Чаплином). Постепенно вокруг Гриффита образовалась группа молодёжи, которую он обучал новым методам актёрской игры. Итогом поисков Гриффита стал полнометражный фильм «Рождение нации» (1915), вызвавший ожесточённую критику (основой для фильма послужил роман Т. Диксона «Человек клана», прославлявший ку-клукс-клан); между тем фильм стал классическим образцом использования новых, собственно кинематографических, средств в организации сюжетного развития. В 1916 Гриффит создал фильм «Нетерпимость» - один из этапных в мировом киноискусстве. Снятый с грандиозным постановочным размахом, фильм затрагивал широкий круг философских и моральных проблем. Нетерпимость трактована как зло, отравляющее жизнь во все времена и у всех народов. Обратившись к огромному историческому и мифологическому материалу, Гриффит использовал необычные для того времени кинематографические приёмы: обширные движущиеся панорамы, неожиданные ракурсы, затемнения, перекрёстный монтаж, который комбинировал разновременные сцены в непрерывно нарастающем ритме. Со временем Гриффит всё более склонялся к идеализации американской провинции, к сентиментальной мелодраме. Картины патриархальной фермерской жизни он противопоставлял соблазнам городской культуры. Наиболее типичным персонажем в фильмах Гриффита была страдающая, беззащитная девушка, а наиболее типичной актрисой школы Гриффита стала Л. Гиш («Сломанные побеги», 1919; в отечественном прокате «Сломанная лилия»). Среди других фильмов: «Сердце мира» (1918), «Любовь в счастливой долине» (1919, в отечественном прокате «На зов города»), «Путь на Восток» (1920), «Сиротки бури» (1921, в отечественном прокате - «Две сиротки»), «Разве жизнь не чудесна?» (1924), «Скорбь сатаны» (1926), «Авраам Линкольн» (1930). После фильма «Схватка» (1931) Гриффит прекратил работу в кино.

Реклама

Гриффит видел в режиссёре создателя целостной художественной системы; почти в каждом фильме он стремился разрешить ту или иную формальную или эстетическую проблему. Разработал принципы игры в кинематографе, воспитав замечательную плеяду актёров: Д. и Л. Гиш, М. Марш, Р. Харрон, Р. Бартелмес, К. Демпстер, М. Пикфорд и др. Некоторые ученики Гриффита стали впоследствии режиссёрами: Т. Браунинг, Дж. Конвей, В. Флеминг, Р. Уолш, М. Сеннетт, Э. фон Штрогейм, Д. Крисп и др. Гриффит многое перестроил в технике и манере киносъёмки, открыл огромные возможности съёмочной камеры и её роль в построении единого экранного образа. В 1922 году Гриффит запатентовал оригинальный способ комбинированных съёмок. Творчество Гриффита оказало значительное влияние на дальнейшее развитие киноискусства, в ряде стран (США, Италия и др.) организованы специальные общества по изучению наследия Гриффита. Премия «Оскар» за вклад в развитие киноискусства (1935).

Лит.: Д. У. Гриффит. М., 1944; Гиш Л. Кино, Гриффит и я. М., 1974; Phillips L. R. D.W. Griffith: titan of the film art. N. Y., 1976; Frezza G. L’immagine innocente. Roma, 1978; Williams М. Griffith, first artist of the movies. N.Y.; Oxf., 1980; Трауберг Л. Д. У. Гриффит. М., 1981; Barry I. D.W. Griffith. American film master. N. Y.; L., 1985; Schickei R. D. W. Griffith: an American life. N. Y., 1996.

Fr./M., 1993; Gabau- de F. Les comédies d’A. Gryphius et la notion de grotesque. Bern, 2004. A. В. Ерохин.