Григорьев Борис Дмитриевич
Смотрите также:
ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич [11(23).7.1886, Москва - 7.2.1939, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы], российский живописец, график, сценограф. Учился в Строгановском училище в Москве (1903-07) у Д. А. Щербиновского, в петербургской Академии Художеств (1907-13) у А. А. Киселёва и Д. Н. Кардовского. В 1909 году познакомился с Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Евреиновым и В. В. Хлебниковым, примкнул к авангардистской группе «Треугольник», участвовал в её выставке «Импрессионисты» (1909), также в выставках «Товарищества независимых» (1912-13) и др.; член общества «Мир искусства» (с 1917). Иллюстрировал издания по русскому фольклору («Святочные гадания», 1910, и др.), рисовал (с 1911) для журналов «Сатирикон», «Новый Сатирикон», «Аполлон» и др. Написал (под псевдонимом Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). В 1909 году посетил Норвегию и Швецию, в 1911 - Австрию и Францию (в Париже посещал академию «Ла-Гранд-Шомьер»), В 1913 работал в Париже, создатель многих акварелей, рисунков и живописных работ на темы парижской жизни, отмеченных артистизмом, иногда пронизанных фантасмагоричностью и ощущением человеческого одиночества («Ночь. Карнавал», около 1913, ГРМ, и др.), серию «Женщина» (масло, гуашь, акварель, карандаш; частично издана в альбоме под названием «Intimité», 1918). Григорьев - блестящий мастер рисунка, соединивший академическую традицию с авангардом. Графичность присуща и его живописным работам: в них преобладает линия, которая с предельной остротой, граничащей с шаржем, выстраивает форму и в то же время ритмически организует всю плоскость картины. Холодная цветовая гамма вполне соответствует его кристаллоподобным, аналитически-отчуждённым «ледяным» построениям. В 1915-1916 исполнил роспись (на темы фьяб К. Гоцци) литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Санкт-Петербурге (совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным; не сохранилось); участвовал там же в оформлении театрализованных вечеров. С 1916 года работал над циклом «Расея», представляющим в гротескной форме жизнь русской провинции (частично издан в альбоме под тем же названием, тексты П. Е. Щёголева, Н. Э. Радлова и эссе «Линия» Григорьева - 1918; тексты А. Н. Толстого, А. Шайкевича, А. Н. Бенуа и Григорьева - 1922). Автор многих портретов, отличающихся заострённой характерностью (В. Э. Мейерхольда, 1916, ГРМ; Б. М. Кустодиева, М. В. Добужинского, оба 1917; Ф. И. Шаляпина, 1918, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург).
Реклама
Б. Д. Григорьев. Из цикла «Расея». Издание 1918 (Петроград).
Преподавал в 1-х Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918-19). В 1919 эмигрировал, жил в Берлине, с 1921 - во Франции. Иллюстрировал книги («Детский остров» Саши Чёрного, 1921; «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, 1932-33, и др.), исполнял портреты (серия - актёры МХТ; изданы в альбоме «Лики России», 1923; С. А. Есенина, 1923; А. М. Ремизова, 1924; М. Горького, 1926, Музей-квартира А. М. Горького, Москва; С. В. Рахманинова, 1930). Создал циклы, посвящённые Нормандии и Бретани, Латинской Америке (1927-29), монументальное полотно «Лики мира» (1930). Преподавал в Академии Художеств в Сантьяго (Чили; 1928-29 и 1936-38), в Русской академии в Париже (1930), с 1931 года в школе на своей вилле в Кань-сюр-Мер (где поселился с 1927); в 1935 году декан нью-йоркской Академии прикладного искусства.
Соч.: Наброски на песке (Воспоминания) // Color and Rhyme. 1951. № 23; Письма // Наше наследие. 1990. № 4.
Лит.: Hommage à В. Grigorieff. Cagnes, 1978; Б. Григорьев и художественная культура начала XX в. Псков, 1991; Живопись 1920-1930-х годы СПб., 1991; Stommels S.А. В.D. Grigoriev. А biography. Nijmegen, 1993; Поспелов Г. «Лики России» Б. Григорьева // Театр. 1994. № 3; Галеева Т. Б. Григорьев. М., 1995.
А. М. Муратов.