Григорий IX

ГРИГОРИЙ IX (латинский Gregorius), Уголино (латинский Hugolinus, итальянский Ugolino), граф Сеньи (около 1170, местечко Ананьи, близ Рима - 22.8.1241, Рим), папа Римский (1227-1241). Из знатного рода; племянник папы Иннокентия III. Обучался теологии в Парижском университете и римскому и каноническому праву в Болонском университете. В 1198 году, с избранием Иннокентия III на папский престол, возведён в сан кардинала-диакона церкви Святого Евстахия; в 1206 - кардинала-епископа Остии. При папах Иннокентии III и Гонории III (1216-27), являясь папским легатом, исполнял важные дипломатические миссии (в 1220 участвовал в коронации в Риме императора Фридриха II Штауфена; с 1221 вёл проповедь о крестовом походе в Северной и Центральной Италии). С 1220 кардинал-протектор ордена францисканцев; вместе с Илией Кортонским (около 1180-1253) способствовал оформлению орденского Устава, третья, окончательная редакция которого была утверждена папой Гонорием III (булла «Solet апnuere», 1223). В 1227, после смерти папы Гонория III, избран на папский престол. Стремясь утвердить абсолютное главенство Церкви, в том числе и в отношениях со светскими властителями, окончательно сформулировал учение о «двух мечах Церкви»: одном, используемом непосредственно Церковью (власть духовная), и втором, также вверенном Церкви (латинский «uterque gladius ecclesiae traditur...»), но который ради нужд Церкви должен быть обнажён рукою светского властителя (латинский «...pro eedesia manu saecularis principis eximendus..., ad nutum sacerdotis administrandus а milite»). Подобная концепция натолкнулась на ожесточённое сопротивление императора Фридриха II Штауфена, стремившегося усилить своё влияние на Сицилии и в Южной Италии.

Реклама

Пытаясь разрешить противоречия, касавшиеся понимания идеала монашеской бедности, возникшие между двумя течениями ордена францисканцев (так называемыми конвентуалами и спиритуалами), буллой «Quo elongati» (1230) представил особое разъяснение о Завещании и Уставе Франциска Ассизского. Фактически встав на сторону конвентуалов, Григорий IX отметил, что Завещание имеет лишь духовное, но не юридическое значение, что в нём нет ничего, способствующего истолкованию в духе особой строгости, как то было свойственно спиритуалам. Той же буллой было введено разрешение на сбор средств третьими лицами в пользу ордена. К понтификату Григория IX относится учреждение инквизиции (1231-32) с особыми судебными инстанциями в каждом диоцезе, подчинёнными непосредственно папе, опорой которых стали преимущественно монахи-доминиканцы. Практика так называемой папской инквизиции пришла на смену малоэффективной практике так называемой епископской инквизиции, установленной определениями Второго (1139) и Третьего (1179) Латеранских соборов, когда осуждённые епископами передавались для исполнения приговора светским властям.

В 1230 году по инициативе Григория IX доминиканцем Раймундом да Пенафорте началось составление нового собрания Декреталий, включившего также прежние компиляции («Quinque compilationes antiquae») и получившего название «Декреталии Григория IX» (латинский «Libri quinque decretalium Gregorii IX»): они явились одной из важнейших составляющих корпуса канонического права (Corpus Iuris Canonici) и буллой «Rex pacificus» (1234) были введены для изучения в университетах Парижа и Болоньи.

Способствовал изучению аристотелевской философии (в университетах Парижа и Тулузы); поощрял ведение миссионерской деятельности в Прибалтике, Финляндии, Румынии. К понтификату Григория IX относится канонизация Франциска Ассизского (1228), Антония Падуанского (1232), Елизаветы Тюрингской (1207-1231; канонизирована в 1235) и др.

Лит. : Balan Р. Storia di Gregorio IX е dei suoi tempi. Modena, 1872-1873. Vol. 1-3; Sibi- lia S. Gregorio IX, 1227-1241. Mil., 1961.