Григорович Юрий Николаевич

Григорович Юрий НиколаевичГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (родился 2.1.1927, Ленинград), российский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986). Муж Н. И. Бессмертновой. В 1946 году окончил ЛХУ (педагоги Б. В. Шавров, А. А. Писарев). В 1946-61 солист ГАТОБ. Исполнял гротесковые партии (Нурали - «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, Ретиарий - «Спартак» А. И. Хачатуряна, и др.). В 1961-64 балетмейстер ГАТОБ, в 1964-95 главный балетмейстер ГАБТ. С 1996 руководит балетной труппой краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера». В 1948 дебютировал как балетмейстер в детской хореографической студии ленинградского Дворца культуры имени М. Горького («Аистёнок» Д. Л. Клебанова, «Семеро братьев» на музыку  А. Е. Варламова). Ставил танцы в оперных спектаклях ГАТОБ («Садко» Н. А. Римского-Корсакова, 1953, и др.). Существенное влияние на формирование творческой личности Григоровича оказал Ф. В. Лопухов. С 1957 сотрудничал с художником С. Б. Вирсаладзе, с которым создал свои лучшие спектакли.

Реклама

Григорович Юрий НиколаевичУже в «Каменном цветке» С. С. Прокофьева (1957) проявились основные черты «действенного симфонического танца» Григоровича: содержание раскрывается не в пантомиме, а в сложных, развёрнутых танцевальных формах; спектакль режиссёрски выстроен на основе тщательно разработанного сценария (Григорович - автор или соавтор сценариев своих постановок); атмосферу создают кордебалет и массовые сцены, решённые как цельный художественный образ; классика органично сочетается с элементами народного танца. В «Легенде о любви» А. Д. Меликова (1961) противоборствовали тоталитаризм и личность; мощная сила кордебалета противостояла наделённым индивидуальными характеристиками главным героям. Непривычную для отечественной балетной сцены откровенную чувственность лишь подчёркивала нарочито стилизованная восточная пластика. «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966) и «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968; Ленинская премия, 1970) стали новыми вершинами в творчестве хореографа-режиссёра и одной из важных вех в истории исполнительского искусства; Григорович внёс существенный вклад в дальнейшее развитие и совершенствование мужского героического танца. В своей редакции «Лебединого озера» Чайковского (1969) в качестве главного героя Григорович вывел принца, сражающегося с тёмными силами в собственной душе. Задуманный постановщиком трагический финал был запрещён и появился в спектакле ГАБТ только при возобновлении в 2001. Среди других постановок в ГАБТ: «Иван Грозный» на музыку  Прокофьева в транскрипции М. И. Чулаки (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979), «Золотой век» Д. Д. Шостаковича (1982, 2006), а также редакции классических балетов - «Спящая красавица» Чайковского (1963), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984), «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994) А. Адана, «Баядерка» (1991) и «Дон Кихот» (1994) Л. Ф. Минкуса. С 1987 года заведующий кафедрой хореографии МХУ (с 1995 МГАХ). С 2004 профессор кафедры балетмейстерского мастерства санкт-петербургской Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В 1974-88 профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. В 1975-85 президент Комитета танца Международного института театра. С 1989 президент Ассоциации деятелей хореографии, с 1990 президент фонда «Русский балет». Председатель жюри Международных конкурсов артистов балета в Москве (с 1973), Киеве (с 1994) и др. Много работает за рубежом. Творчеству Григоровича посвящены документальные фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986). Государственная премия СССР (1985). Награждён 2 орденами Ленина (1976, 1986).

Лит.: Ванслов В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. 2-е изд. М., 1971; Гаевский В. М. Дивертисмент. М., 1981; Демидов А. Ю. Григорович: (Фотоальбом). М., 1987; Балетмейстер Ю. Григорович. Статьи. Исследования. Размышления. М., 2005.

А. А. Гордеева.