Грильпарцер Франц

Грильпарцер (Grillparzer) ФранцГРИЛЬПАРЦЕР (Grillparzer) Франц (Серафикус) (15.1.1791, Вена - 21.1.1872, там же), австрийский писатель, член Венской АН (1847). Родился в семье адвоката. Изучал философию и право в Венском университете (1804-11). С 1815 года чиновник в Судебной палате, с 1832 директор Придворного архива. С 1856 в отставке. По своим убеждениям был приверженцем просвещённой монархии. Революцию 1848 встретил неодобрительно. В 1861 избран членом Палаты господ. Признание Грильпарцеру-драматургу принесла трагедия «Праматерь» («Die Ahnfrau», 1817, русский перевод 1885; перевод А. А. Блока - 1908), тема которой - извечная власть иррациональных сил над человеческой судьбой - сближает её с жанром романтичной «трагедии рока». Расходившийся по своим эстетическим взглядам с романтиками, Грильпарцер считал необходимым для драматургии и лирической поэзии соблюдение строгой классицистической правильности формы как воплощения мировой упорядоченности. В духе веймарского классицизма выдержаны трагедия Грильпарцера «Сафо» («Sappho», 1819, русский перевод 1895) и драматическая трилогия «Золотое руно» [(«Das goldene Vlies», 1822) - «Гостеприимец» («Der Gastfreund»), «Аргонавты» («Die Argonauten»), «Медея» («Medea»)], раскрывающие борьбу страсти и долга в человеческой душе. Проблеме власти посвящены трагедии Грильпарцера «Величие и падение короля Оттокара» («Кönig Ottokars Glück und Ende», 1825), «Раздор в доме Габсбургов» («Ein Bruderzwist in Habsburg», изд. 1872), «Либуша» («Libussa», 1844, изд. 1873, русский перевод 1919). В них, а также в драмах «Верный слуга своего господина» («Ein treuer Diener seines Herrn», 1828), «Жизнь есть сон» («Der Traum ein Leben», 1831; сюжет частично заимствован у П. Кальдерона де ла Барки и Вольтера), «Еврейка из Толедо» («Die Jüdin von Toledo», 1855, изд. 1873, русский перевод 1914) Грильпарцер обращается к художественным приёмам барокко. Трагедию «Волны моря и любви» («Des Meers und der Liebe Wellen», 1831, русский перевод 1912) сам Грильпарцер определил как «романтическую или, скорее, общечеловеческую трактовку античной фабулы». После провала единственной комедии «Горе лжецу» («Weh dem, der lügt», 1837, русский перевод 1923) Грильпарцер отказался ставить свои пьесы на сцене. Грильпарцер - автор лирических миниатюр и циклов, эпиграмм, стихотворений на тему искусства: «Гёте» («Goethe»), «Бетховен» («Beethoven»), «Клара Вик и Бетховен» («Clara Wieck und Beethoven»), «Ко дню Моцарта» («Zu Mozarts Feier»), «Лист» («Liszt»); роли личности в истории посвящено стихотворение «Наполеон» («Napoleon»), политическим событиям - стихотворение «К Радецкому» («An Radezky»). Среди прозаических произведений Грильпарцера - романтичная новелла «Монастырь в Сендомире» («Der Kloster bei Sendomir», 1828), новелла «Бедный музыкант» («Der arme Spielmann», 1848), которая может быть причислена к бидермайеру, а также «Автобиография» («Selbstbiographie», 1853, русский перевод 2005). Автор либретто к опере К. Крейцера «Мелузина» (1823, поставлена в 1833).

Реклама

Соч.: [Новеллы] // Австрийская новелла XIX в. М., 1959; Пьесы. Л.; М., 1961; Werke. Мünch., 1971. Bd 1-3.

Лит.: Filllebom U. Das dramatische Geschehen im Werk F. Grillparzers. Мünch., 1966; Bachmaier Н. F. Grillparzer. Salzburg, 1980; Lorem D. Grillparzer: Dichter des sozialen Konflikts. W., 1986; Grillparzer oder die Wirklichkeit der Wirklichkeit / Hrsg. В. Denscher, О. Walter. W., 1991; Mariborer Grillparzer-Symposion. Maribor, 1993; Беловодский С. А. Ф. Грильпарцер. Ранний период творчества: (Психотип и проблема творческой реализации). Воронеж, 2003; Чавчанидзе Д. Л. Правда и поэзия в «Автобиографии» Ф. Грильпарцера // Грильпарцер Ф. Автобиография. М., 2005; Stock К., Heilinger R., Stock М. Grillparzer - Bibliographien. Graz, 1991.

Д. Л. Чавчанидзе.