Гро Антуан Жан

Гро (Gros) Антуан Жан ГРО (Gros) Антуан Жан (16.3.1771, Париж - ночь с 25 на 26.6.1835, Ба-Мёдон, близ Парижа), французский живописец и график. Учился в Париже - у своего отца, художника-миниатюриста Жана Антуана Гро (1732-86); у Ж. Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (1787-92). В ранних картинах Гро на традиционные сюжеты из древней истории («Антиох и Елеазар», 1792, Музей изящных искусств, Сен-Ло) заметно влияние П. П. Рубенса. В 1793-1800 годах Гро жил в Италии (сохранились зарисовки антиков, а также с произведений Мазаччо, Я. Понтормо, Рубенса и др.), писал портреты. С творчеством Гро связаны отход от принципов классицизма и начало эпохи романтизма во французской живописи. Художественной манере Гро свойственны обращение к современной теме, динамизм композиции, эмоциональность, живописная трактовка формы, драматические контрасты света и тени. В 1796 по заказу Жозефины Богарне начал писать в Милане картину «Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту» (1796-1801, Национальный музей Версаля и Трианонов) - одно из первых воплощений в изобразительном искусстве образа романтичного героя. Мастер был вдохновенным летописцем наполеоновской эпохи, запечатлел многие её события: «Битва при Назарете» (эскиз, 1801, Музей изящных искусств, Нант), «Бонапарт посещает госпиталь зачумлённых в Яффе 11 марта 1799 года» (1804, Лувр, Париж), «Наполеон в битве при Эйлау, февраль 1807 года» (1808, Лувр), «Битва при Ваграме» (1810, Национальный музей Версаля и Трианонов) и др. Писал также портреты Наполеона (серия «Первый консул», 1802-03) и его генералов (И. Мюрата, 1812, Лувр, и др.), исторические композиции («Сафо на Левкадской горе», около 1800, Музей живописи, Байё; «Франциск I принимает Карла V в аббатстве Сен-Дени в 1540 году», 1811, Лувр). В период Реставрации продолжал создавать исторические картины («Отъезд Людовика XVIII из дворца Тюильри в ночь с 19 на 20 марта 1815 года», 1816, Национальный музей Версаля и Трианонов), всё чаще обращался к мифологическим сюжетам, трактуя их в классицистической манере («Геракл и Диомед», 1835, Музей августинцев, Тулуза, и др.). Избран членом Института Франции (1815), получил баронское звание за роспись купола плафона Пантеона в Париже (1811-24) и орден Почётного легиона (1828), преподавал в Школе изящных искусств. В состоянии глубокого духовного кризиса покончил с собой.

Реклама

Лит.: Delestre J. В. Gros, sa vie et ses ouvrages. 2 éd. Р., 1867; Чегодаев А. Д. Легенда о бароне Гро // Чегодаев А. Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18-20 вв. М., 1978; Boime А. Art in an age of Bonapartism. 1800-1815. Chi., 1990.

В. В. Стародубова.