Грот (тип паркового сооружения)
ГРОТ, тип паркового сооружения, имитирующего естественную пещеру. Восходит к античному нимфею (святилищу нимф; нимфей Виллы Адриана в Тиволи, 118-134, и др.). Получил распространение с 16 века: Большой грот в садах Боболи во Флоренции (архитектор Б. Буонталенти, 1583-1585, включал статуи «Рабов» Микеланджело) и др. Гроты отличались большим разнообразием форм, нередко включали водные композиции (фонтаны, искусственные родники и др.), в которых использовалась отделка из «дикого» необработанного камня, ракушек, туфа, мха, иногда воссоздавались формы, напоминающие сталактиты. В России дворцово-парковые, усадебные ансамбли и общественные сады включали гроты, которые создавались в формах барокко (в Летнем саду в Санкт-Петербурге с фонтаном и свинцовыми позолоченными фигурами Нептуна в окружении морских коньков, с органом, приводимым в действие водой, и др., 1710-е годы, архитекторы А. Шлютер, Г. И. Маттарнови, М. Г. Земцов, не сохранились), рококо (в Кусково), классицизма (в том числе грот «Руины», в котором играл оркестр, в Александровском саду в Москве, 1819-22, архитектор О. И. Бове; грот Дианы в Пятигорске, архитектор Дж. Бернардацци, 1831), эклектики и модерна (грот в усадьбе Кирицы, около 1890, архитектор Ф. О. Шехтель).
Лит.: Miller N. Heavenly caves: reflections on the garden grotto. L., 1982; Arte delle grotte. Gen., 1987.