Гротовский Ежи

ГРОТОВСКИЙ (Grotowski) Ежи (11.8.1933, Жешув, Польша - 14.1.1999, Понтедера, Италия; прах после кремации развеян в Индии), польский режиссёр, теоретик театра. Окончив актёрский факультет Высшей театральной школы в Кракове (1955), проходил годичную режиссёрскую стажировку в ГИТИСе (курс Ю. А. Завадского). Как режиссёр дебютировал в 1957 году спектаклем «Стулья» Э. Ионеско в Старом театре (Краков). В 1959 основал «Театр 13 рядов» в Ополе, в 1962 переименованный в Театр-Ла-бораторию (в 1965 переехал во Вроцлав). В программной статье «На пути к Бедному театру» (1965) Гротовский сформулировал принципы разработанной им театральной системы. «Бедный театр» использует только главные составляющие театрального искусства - актёра и зрителя; освобождение от звукового, светового оформления, машинерии и т. д., концентрация духовной и профессиональной техники актёра максимально приближают зрителя к происходящему. Режиссёр помогает актёру выявлять внутренние процессы, происходящие в нём во время воплощения образа. Актёр на сцене познаёт себя, открывая свои физические и психологические возможности. Среди постановок: «Акрополис» С. Выспяньского (1962), «Стойкий принц» П. Кальдерона де ла Барки - Ю. Словацкого (1965), «Apocalypsis cum figuris» по текстам из Библии, произведениям Ф. М. Достоевского, Т. С. Элиота, С. Вейль (1969). В 1970-78 годах на базе Театра-Лаборатории во Вроцлаве Гротовский работал с группами из Польши, Франции, Италии, Германии, США, Канады, Австрии над проектом, получившим общее название «Театр соучастия» или «Паратеатр». Актёры и режиссёры, просто заинтересованные люди погружались в естественную природную среду, далёкую от цивилизации. Цель паратеатра - отказаться от социальных ролей, интеллектуальных штампов, познать истинность бытия, оказавшись наедине с природой, возродить в себе воспоминания об опыте предков. В 1979 Гротовский начал новый проект, названный «Театр истоков»: участники набирались по всему миру путём тестирования. Проект был направлен на практическое исследование исполнительских техник, связанных в первую очередь с работой над телом и движением; его участники путешествовали на Гаити, в Индию, Нигерию, Мексику, наблюдая за ритуальными обрядами разных народов. В 1983 Гротовский стал профессором Калифорнийского университета и начал осуществлять в городе Эрвин (США) программу под названием «Объективная драма», основанную на ритуально-драматических тренингах. С 1985 года работал в Понтедера (Италия) с международными театральными группами («Акция», 1995-97). Во Вроцлаве действует Центр изучения творчества Е. Гротовского и театрально-культурологических проблем.

Реклама

 Соч.: Towards а poor theatre. Hostebro, 1968. N.Y., 2002; Teksty z lat 1965-1969: wybor. Wroclaw, 1990; От Бедного театра к искусству-проводнику. М., 2003.

Лит.: Osinski Z. Grotowski i jego Laboratorium. N. Y., 1986; Театр Гротовского: Театр. Лаборатория. Опыты. Встречи. М., 1992.

П. М. Степанова.