Грузозахватное устройство

ГРУЗОЗАХВАТНОЕ УСТРОЙСТВО, механизм грузоподъёмной машины, предназначенный для захвата (застропки), надёжного удержания и освобождения (отстропки) грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских операций.

По принципу действия грузозахватные устройства подразделяются на ручные, полуавтоматические (в основном для отстропки) и автоматические. По назначению могут быть универсальные (стропы, крюки и др.) и специальные. Для штучных грузов используют стропы из стальных, пеньковых и синтетических канатов или тканых синтетических лент, а для тяжеловесных грузов - из круглозвенных цепей. Стропы навешивают на крюковые подвески грузоподъёмных кранов, охватывая ими штучный груз, при застропке которого образуется самозатягивающаяся конструкция. Используют облегчённые стропы из каната, концы которого образуют петли с вмонтированными в них коушами (специальными кольцами) или крюками.

Специальные грузозахватные устройства предназначаются для грузов определённого вида с различными параметрами. Например, перегрузку сыпучих грузов осуществляют чаще всего специальными ёмкостями (кюбелями, чанами), грейферами, а жидкие - бадьями, ковшами и другими ёмкостями. Быстродействующие клещевые захваты используют для штучных и тарно-штучных грузов, эксцентриковые захваты - для профильного проката. Магнитные материалы перегружают подъёмными электромагнитами постоянного тока грузоподъёмностью до 30 тонн, ферромагнитные изделия - постоянными магнитами. Автоматический захват панелей, листового стекла и др. осуществляют вакуумными устройствами. При транспортировке заготовок в металлургических цехах используют специальные захваты клещевого или кольцевого типа грузоподъёмностью до 50 т.

Реклама

Для увеличения точек подвеса грузов большой массы, захвата крупногабаритных асимметричных грузов, при спаренной работе кранов служат траверсы - жёсткие либо телескопические балки или балансиры в виде рам с узлами подвеса. Складирование пакетов тарно-штучных грузов на поддонах или крупногабаритных грузов на прокладках осуществляют вилочными подхватами, а пакетов лесоматериалов - траверсами с подхватами, крюками и стропами. Крупнотоннажные контейнеры (10-30 тонн) перегружают с помощью автоматических грузозахватных устройств (спредеров), оборудованных телескопическими рамами, имеющими привод для раздвижки консолей с лапами и штырями для крепления контейнера и устройство для центровки точки подвеса относительно его центра тяжести. Спредер снабжён механизмами и приборами блокировки для исключения случаев ненадёжного захвата контейнера, предупреждения раскрытия захвата при перегрузке и др.

Подвод электропитания для привода и управления грузозахватными устройствами осуществляется гибким кабелем, подвешенным к грузовой тележке крана. Звуковая и световая сигнализация о работе грузозахватного устройства и элементы управления располагаются в кабине крана.

Лит.: Андреев А. Ф. Грузозахватные устройства с автоматическим и дистанционным управлением. М., 1979; Цициашвили М. Ю. Грузозахватные устройства и приспособления для механизации портовых перегрузочных работ. М., 1983.

В. А. Маньков.